2005-10-29 11:34:05 В пятницу Государственный совет Татарстана большинством голосов одобрил проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации.
Напомним, что двухсторонняя рабочая группа по подготовке этого документа была создана в октябре прошлого года. Ее сопредседателями стали полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Прежде чем прийти к согласию, разработчики рассмотрели около десяти вариантов проекта.
При его составлении был учтен опыт применения Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан и органами государственной власти Российской Федерации" от 15 февраля 1994 года. По мнению президента РТ Минтимера Шаймиева, этот "документ стал важнейшим политическим актом в жизни республики, в сложной конфликтной обстановке тех лет он внес ясность, стабильность в отношения с федеральным центром". В то же время, отметил глава республики, тот договор полностью выполнил свою историческую миссию, и теперь пришло время подписывать новый.
На взгляд Минтимера Шаймиева, проект имеет несколько дискуссионных моментов. Одним из них, к примеру, является преамбула, в которой говорится о том, что договор 1994 года был подписан исходя из волеизъявления народа на основе данных референдума 1992 года. Много споров было и вокруг положения о двух государственных языках, какими в Татарстане являются русский и татарский.
Согласно проекту для кандидатур, претендующих на пост главы республики, устанавливается дополнительное требование, предусматривающее владение обоими языками.
- Мы рассчитываем, что договор будет подписан и одобрен Государственной Думой и примет силу федерального закона, - говорит Минтимер Шаймиев. - Все, что нас волновало и волнует, насколько это возможно, в данном проекте учтено.
В частности, в нем закреплено, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных ресурсов на территории Татарстана составляет основу жизни и деятельности его многонационального народа. Проект предполагает, что все вопросы, связанные с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики, Россия и Татарстан будут решать совместно - на основе соглашений, которые подпишет правительство РФ и кабинет министров РТ. Кроме того, проект дает Татарстану возможность по согласованию с правительством России оказывать государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. И еще документ должен поставить точку в многочисленных спорах относительно выдачи паспорта с вкладышем на татарском языке с изображением государственного герба Республики Татарстан. Право иметь такой особенный документ предоставляется всем гражданам России, проживающим на территории республики. Проект также предусматривает, что органы госвласти Татарстана должны иметь соответствующее представительство при президенте России.
Пылкой дискуссии вокруг проекта в парламенте не получилось. Единственный вопрос задал депутат Александр Штанин. Его взволновало упоминание в преамбуле референдума, который Конституционный суд России признал неконституционным.
- Таких вопросов в проекте договора можно найти несколько, - парировал Шаймиев. - Но в ходе работы над документом нам удалось выйти на такие формулировки, которые, на мой взгляд, не должны стать предметом рассмотрения в Конституционном суде. Референдум - это свершившийся факт. Никто не может сказать, что у нас его не было.
После чего спикер объявил голосование. Семьдесят девять из восьмидесяти одного присутствующего депутата проголосовали за договор. Двое воздержались.
- Договор носит дополнительный характер по разграничению полномочий в отдельных вопросах между федеральным центром и Татарстаном, - говорит председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. - В частности, это касается межбюджетных отношений в части налога на НДПИ и в вопросах языка.
После подписания проекта договора президентом Татарстана документ будет направлен президенту РФ. А затем глава государства представит его в Госдуму РФ. Если парламентарии страны одобрят договор, то он примет статус федерального закона.
|