2005-11-07 12:42:32 С первого ноября на основании принципа ротации Россия стала председателем Совета Безопасности ООН. В ближайшее время Совбезу предстоит обсуждение вопроса о будущем статусе Косово. Накануне своего визита в Сербию и Черногорию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров рассказал читателям "РГ" о том, какую позицию занимает Москва в этом вопросе.
Российская газета | Будет ли Россия в Совете Безопасности ООН защищать принцип, в соответствии с которым не следует подвергать территориальному разделу демократические государства?
Сергей Лавров | Прежде всего надо сказать, что Россия намерена продолжать активно участвовать в международных усилиях по урегулированию проблемы Косово на нынешнем переломном этапе определения его статуса.
Принципиально важным считаем сохранение руководящей роли Совбеза ООН на всем протяжении косовского процесса. Именно Совет Безопасности призван обеспечить строгие международно-правовые рамки статусной фазы урегулирования на базе резолюции 1244.
Говорить о наших дальнейших шагах пока преждевременно. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться статусный процесс. У нас с партнерами по Контактной группе сложилось общее понимание, что итоги переговоров по статусу не предрешены. Возможны различные варианты развязки.
Разумеется, в нашем подходе к выработке решения мы исходим из того, что оно, во-первых, должно соответствовать международно-правовым нормам, учитывать интересы непосредственно вовлеченных в диалог сторон, а значит, и Белграда, и соответствовать задачам долговременной стабилизации на Балканах.
РГ | Может ли Россия обеспечить такое развитие ситуации, при котором решение для Косово станет компромиссом, достинутым в ходе переговоров, а не будет навязано международным сообществом?
Лавров | Наша позиция состоит в том, что предпочтительными остаются прямые переговоры между Белградом и Приштиной. Но это не исключает промежуточной фазы "челночной дипломатии". Убеждены, что только решение, выработанное за столом переговоров самими вовлеченными сторонами, может стать долговременным и быть закреплено в Совете Безопасности ООН. Навязанное же решение чревато негативными последствиями для региона. Именно в таком ключе мы высказывались во время контактов с партнерами по урегулированию. Думаю, наш подход находит понимание у партнеров по Контактной группе и в Совете Безопасности.
РГ | Если Белград откажется подписывать предложения, подготовленные Контактной группой, означает ли это, что решение косовской проблемы будет навязано резолюцией Совета Безопасности?
Лавров | Не следует забегать вперед и руководствоваться гипотетическими предположениями. Что касается навязывания сторонам решения, то по этому вопросу я уже высказывался. Во всем же остальном пытаться прогнозировать ход событий в столь сложный период вряд ли стоит.
РГ | Как Россия смотрит на тезис, популярный в некоторых западных странах, что условная независимость Косово - решенный вопрос?
Лавров | Как я уже сказал, мы, как и наши международные партнеры по урегулированию, исходим из того, что итог переговоров по статусу отнюдь не предопределен. Поэтому и подобные тезисы - не более чем спекуляции, которые не опираются на реальный ход косовского процесса. Другое дело, что среди косово-албанских политиков преобладает иллюзорное представление о том, что независимость Косово, дескать, не может быть поставлена под вопрос. Однако это всего лишь точка зрения одной из сторон. В Контактной группе и Совете Безопасности мы указываем на многовариантность возможных развязок.
РГ | Определен ли срок окончания переговоров?
Лавров | Хотя на этот счет высказывались предположения, никто пока не фиксировал временных рамок переговорного процесса. Мы полагаем, что этого делать нельзя для того, чтобы не загонять в тупик и без того крайне сложный процесс выработки взаимоприемлемого решения. Кроме того, так называемый статусный процесс должен быть увязан с прогрессом в выполнении косово-албанским руководством одобренных СБ ООН стандартов. Это прежде всего касается обеспечения безопасности, свободы перемещения и других прав национальных меньшинств, возвращения беженцев и перемещенных лиц.
РГ | Существует ли опасность дестабилизации региона?
Лавров | Сама по себе проблема Косово, с учетом регионального контекста, несет в себе конфликтный потенциал. Именно поэтому международное сообщество ставит решение данной проблемы на первое место в стратегии стабилизации на Балканах. Вместе с тем на данный момент непосредственных поводов для дестабилизации мы не видим. Подобная опасность может возникнуть только как следствие безответственных действий каких-либо сил в Косово или сознательной провокации со стороны экстремистов в крае. Такие силы, к сожалению, среди косовских албанцев существуют. Поэтому Временным органам самоуправления Косово необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в этот весьма ответственный период не допускать экстремистских вылазок, направленных против неалбанского населения Косово, или попыток обострить ситуацию в сопредельных с Косово районах с преимущественно албанским населением. Должна возрасти и ответственность Сил для Косово и Миссии ООН в крае.
|