2005-11-24 12:01:17 В ходе официального визита в Азербайджан, Грузию и Армению президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга озвучила в Баку идею строительства нефтепровода из Азербайджана в Латвию в обход России для транспортировки каспийской нефти.
Предложение латышей объясняется просто. Ведь порт в Вентспилсе рассчитан на ежегодную обработку до 16 миллионов тонн нефти. Но после того, как в 2003 году из-за резкого ухудшения отношений между Москвой и Ригой, Россия направила нефтяные потоки в обход Латвии, работа порта практически оказалась парализованной. Ситуация сегодня настолько плоха, что, по словам российского посла в Латвии Виктора Калюжного, скоро "все трубы на вентспилском направлении можно будет отправить на металлолом".
Сразу же после кавказского визита президента Латвии, министр экономики Кришьянис Кариньш предложил осуществлять транзит нефти из Казахстана и Азербайджана в страны Северной Европы через Латвию. По словам министра, он встретился с высшими должностными лицами Грузии и Азербайджана и заручился поддержкой этого замысла. Причем транзитный нефтепровод мог бы доставлять "черное золото" от мест добычи в Каспийском море через Казахстан, Азербайджан и Грузию по Черному морю в Украину, а оттуда - через Белоруссию в Латвию. Правда, для этого потребуется проложить в Белоруссии нефтепровод протяженностью около 100 километров. Кариньш также сообщил, что этот план обсуждался и с представителями украинских нефтекомпаний, которые его поддержали. В ближайших планах Латвии - соответствующие переговоры с Минском.
Но после "громких фанфар", которые прозвучали в Риге, многие специалисты, при ближайшем рассмотрении данного проекта, пришли к выводу, что он разработан на скорую руку. Одним из первых об этом заявил посол Азербайджана в Латвии Тофик Зульфугаров. Он сказал, что возможность прокладки подобного нефтепровода требует экономического обоснования. "Никто не захочет строить трубопровод лишь по политическим мотивам", - убежден он.
Следующий "удар" проекту нанесли латышские нефтяники. Так, представители АО Ventspils nafta заявили, что о реализации нового проекта говорить не приходится и существующих проблем в нефтетранзите он не решит.
Во-первых, поставки нефти танкерами по Черному морю - дело дорогостоящее. А во-вторых, совершенно непонятно, каким образом Латвия собиралась договариваться с Белоруссией о постройке ветки на ее территории. Президент Белоруссии Александр Лукашенко вряд ли, с учетом его тесных контактов с Москвой, согласится на такое предложение.
Естественно, эти проблемы отлично знают и в Латвии и на Украине. Вероятнее всего, разговоры Риги о закавказской нефти имеют под собой иные, более прагматические корни. Так, в 2006 году правительство Латвии намерено продать почти 40 процентов акций холдинговой компании Ventspils nafta. Причем отвечает за продажу как раз министерство экономики. Естественно, озвучив план поставок нефти из Закавказья, Рига увеличивает цену лота.
Украинскому правительству в этой ситуации, похоже, досталась незавидная роль. С одной стороны, Латвия не успокоится до тех пор, пока не подпишет по данному проекту какой-нибудь меморандум. С другой - вряд ли в украинском правительстве Юрия Еханурова не понимают, что дальше деклараций это дело, скорей всего, не пойдет. Разумеется украинские власти могут в очередной раз заявить о желании страны поучаствовать в очередном "проекте века". Однако в этом случае правительство Еханурова рискует осложнить отношения с Россией.
|