2005-12-05 13:39:56 Сегодня или в крайнем случае завтра, во вторник, будут разрешены сразу два острейших российско-украинских конфликта: о поставках в Украину российского газа и об экспорте в Россию украинских труб большого диаметра.
Об этом корреспонденту "РГ" заявил в пятницу высокопоставленный источник в Министерстве экономического развития и торговли РФ. По его словам, сторонам удалость найти "взаимовыгодное решение, которое лежит в русле законодательства как России, так и Украины".
Эксперты из России и Украины действительно вели негласные переговоры всю минувшую неделю, и их официальная часть, намеченная на сегодня, - лишь доступный обозрению финал. В то же время некоторые факты заставляют думать, что развязка отыскалась (если и в самом деле отыскалась) вовсе не в Москве, и даже не в Киеве, а в ЕС, где Украина 1 декабря получила вожделенный статус страны с рыночной экономикой.
Как дает понять тот же источник в министерстве, ЕС, явно обеспокоенный перспективой остаться без газа в результате российско-украинского конфликта, обставил присвоение рыночного статуса Украине условием непременно уладить энергетические разногласия с Россией.
По мнению ряда российских экспертов, Россия и Украина на худой конец могут, не заключая пока нового глобального соглашения о торговле газом, обходиться соглашениями сроком на месяц, и тем временем интенсивно искать выход из ситуации. В минэкономразвития говорят, что этого даже и не понадобится: решение нашли. Какое именно - до поры никто не скажет, поскольку, как это не раз бывало в практике таких переговоров, все может сорваться в последний момент.
Понятно одно: в игре явно не будут задействованы санкции ЕС, которыми Украину пугали до последнего момента. Как поясняют источники "РГ", подробный анализ ситуации показал: недовольство ЕС по поводу срыва поставок российского газа в Европу будет направлено прежде всего на сам "Газпром", и лишь косвенно - на Украину. Не важно, кто виноват в том, что газ не пришел в Европу, все равно в глазах Европы виноват будет "Газпром": как минимум в том, что не сумел договориться с Украиной и расчистить путь, а чистый путь - это такая же часть продаваемого Европе продукта, как, скажем, качество газа. Так, во время трудностей на белорусском направлении в Европе заговорили в первую очередь не о том, что режим Лукашенко плохой, а о том, что "Газпрому" надо подыскать альтернативу.
Но Европе, конечно, не нужны ни санкции, ни ультиматумы, а нужен газ, и то, что европейские эксперты встроились в решение проблемы до того, как она стала реальностью, не выглядит невероятным. Как полагает ряд аналитиков, ЕС увлек Украину перспективой получить, скажем, массированные инвестиции в обмен на сговорчивость в газовом вопросе, а иного способа уладить конфликт просто не просматривается. Правда, "заграница" уже обещала Украине инвестиции сразу после "оранжевой революции", но обещание не сдержала: сами же западные бизнесмены не захотели вкладываться в нестабильную экономику Украины. Нынче ситуация немного иная: тогда обещали от избытка душевной щедрости, теперь - чтобы не остаться без российского газа. Похоже, если вся эта конструкция верна, исход переговоров зависит от того, поверит ли Украина Западу в очередной раз.
Напомним, что к концу минувшей недели оба конфликта, и газовый, и трубный, подошли к патовой ситуации. "Газпром" заявил, что готов платить Украине высокую рыночную цену за транзит нашего газа по ее территории в ЕС, но не готов далее продавать Украине наш газ по 50 долларов за тысячу кубов, цена должна стать европейской 160 долларов. В Киеве отреагировали со скрежетом зубовным, но в общем - без истерики: абсолютно понятно, что экономика Украины не выдержит цены в 160 долларов и просто потонет, и никакие выгоды от повышения платы за транзит не в состоянии смягчить удар. Достаточно сказать, что Украина по энергетической цене одного процента ВВП занимает первое место в мире.
Ничего личного нет и в отношении Украины. Слова советника президента Украины Бориса Немцова о том, что с режимом Кучмы Москва не стала бы так разговаривать, вызвали в самой Москве лишь смех. При растущих издержках, а главное, при наступающем (а некоторые уже говорят, и наступившем) дефиците газа в России цена 50 долларов оказывается самоубийственной для нашей страны.
Не менее тупиковой выглядит ситуация и с пресловутыми трубами большого диаметра. Показатели работы украинской металлургии в этом году демонстрируют тот факт, что без потребителя в России ей приходится несладко. И нашим странам остается только одно: украинцам - договориться, как делить квоты на трубы между предприятиями, россиянам - не сбивать размер этой квоты слишком сильно (до недавнего времени Россия предлагала уменьшить квоту с 715 тысяч до 680 тысяч тонн в год).
|