2005-12-06 18:16:21 Совещание глав МИД стран - участников ОБСЕ стало настоящей головоломкой не только для журналистов, но и для 55 министров иностранных дел, прибывших в столицу Словении Любляну.
Никто до сих пор не может четко сказать, будет ли подписана итоговая политическая декларация ОБСЕ. И будут ли одобрены продолжения по реформированию организации.
Ясно лишь то, что позиции участников встречи по двум этим документам сильно расходятся. Более того, внутри ОБСЕ, которая изначально позиционировала себя как организация сотрудничества в Европе, начали образовываться блоки. Так, единым фронтом против России намерены выступить государства -члены ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Они хотят потребовать от Москвы строгого выполнения Стамбульских соглашений, которые подразумевают вывод российских войск из Грузии и Приднестровья.
Кроме того, некоторые страны пытаются протолкнуть в ОБСЕ проект резолюции, осуждающей проект нового российского закона о некоммерческих организациях. Последней каплей для Москвы стали планы министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили поставить в Любляне вопрос о необходимости изменения формата Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию. То есть привлечь в нее представителей от США и ЕС.
В другом блоке находятся Россия и некоторые ее сторонники. Наблюдатели относят к их числу Белоруссию, Казахстан, Узбекистан и ряд других стран СНГ.
Глава МИДа России Сергей Лавров призвал членов организации устранить двойные стандарты в мониторинге за выборами.
Он напомнил, что представители ОБСЕ отказались присутствовать на выборах в Чечне. При этом организация направила своих наблюдателей в Афганистан, где они даже не смогли свободно перемещаться по Кабулу. Наблюдатели подготовили заключительное заявление по выборам за несколько часов до того, как в единый штаб ОБСЕ поступили все отчеты с отдаленных регионов Афганистана.
- Нам хочется получить ясность в вопросе о том, как конкретно формируется миссия наблюдателей, как и кем принимаются решения о том, на какие выборы направлять наблюдателей, а на какие не направлять, - отметил Лавров. Он также сказал, что Россию интересует и то, какими полномочиями обладают главы миссий, и где эти полномочия сформулированы, так как, по словам Лаврова, "выясняется, что нигде".
В чем выражаются основные претензии к России деятелей наблюдателей ОБСЕ?
Прежде всего нет четко существующих обязательств, которые предусмотрены в документе под названием "Копенгаген-1990 год", когда впервые обязательства по проведению демократических выборов были всеми государствами ОБСЕ приняты. Необходимо уточнить эти обязательства, чтобы их расплывчатые формулировки не являлись основой для политизации самих миссий и тех выводов, с которыми эти миссии приходят. И вторая часть.
Состав миссий и их вектор не должен концентрироваться и направляться только на государства Восточной Европы, даже не столько на центральноевропейские государства, сколько на государства бывшего СССР. В последнее время в миссиях ОБСЕ наметился как раз такой крен, когда значительная часть миссий ориентирована на восток от Вены. При этом состав этих миссий не всегда формируется на принципах равенства, то есть включения в состав миссий адекватного представительства наблюдателей от всех государств, где будет осуществляться наблюдение.
На встрече в Любляне российский министр тонко намекнул, что решение о новом распределении взносов в ОБСЕ не означает завершения работы в этом направлении. Согласно новым договоренностям, взносы России в бюджет ОБСЕ сократятся к 2007 году с 9 до 6 процентов. Вплоть до недавнего времени Россия отказывалась дать свое согласие на утверждение бюджета ОБСЕ, считая, что организация уделяет излишне много внимания наблюдению за ходом выборов в странах к востоку от Вены и недостаточно заботится о проблемах безопасности. Москва также считает, что она несет слишком большое бремя расходов по финансированию ОБСЕ, бюджет которой составляет 180 миллионов евро. Без утвержденного бюджета уже в течение нескольких ближайших месяцев ОБСЕ могла бы исчерпать весь лимит своих финансовых возможностей.
Москва критикует ОБСЕ за недостаточное внимание к проблемам национальных меньшинств в Латвии и Эстонии.
"Население этих стран, вопреки рекомендациям комиссаров ОБСЕ и Совета Европы, по-прежнему делится на людей первого и второго класса",- заявил Лавров.
Москва недовольна тем, что остается заблокированным выполнение важнейших из обязательств, принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Россия настаивает на том, чтобы скорее ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Однако Европейский союз единодушно отказывается от такого шага.
- Для нас реформа - не самоцель, а средство избавления ОБСЕ от известных географических и тематических перекосов, выработки внятных и прозрачных правил функционирования. Необходимо наделить ОБСЕ международной правосубъектностью и правоспособностью, укрепить руководящую роль коллективных межправительственных органов, вести дело к преобразованию полевых присутствий, повышению роли генерального секретаря, - заключил Лавров.
|