2006-01-13 16:44:56 В четверг вечером в Берлине открылась крупнейшая в мире аграрная выставка "Зеленая неделя", на которой Россия, в свою очередь, стала крупнейшим участником и даже впервые получила от немцев официальный статус страны-партнера.
Но 400 российских аграрных предприятий из 20 регионов, которые завалят своей снедью 6 тысяч квадратных метров дорогой выставочной площади, - это лишь "артиллерийское прикрытие" для десанта министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева.
Главного рядовые посетители выставки не увидят: переговоров российского министра с ведущими "евробюрократами" продовольственной сферы. Те, в свою очередь, горят желанием узреть российского чиновника, только что запретившего ввоз в Россию норвежской семги, что получило колоссальный резонанс в Евросоюзе. По сведениям из окружения г-на Гордеева, российский министр рассчитывает наконец-то пробить поставки отечественного продовольствия на богатый европейский рынок, и в то же время добиться гарантий защиты рынка российского от европейской еды, поставляемой нам по демпинговым ценам.
Главной же темой станет зерно - единственный товар, которого в избытке у российских производителей. Сегодня над российским рынком "нависло" около 7 миллионов тонн, которые надо сбыть за границу, чтобы не вызвать нового обвала цен в стране, и не разорить крестьян. Россия рассматривает ЕС как приоритетный рынок сбыта, но в ЕС нашего зерна не ждут. Несколько лет назад ЕС ввел жесткую квоту на ввоз, разрешив России вместе с Украиной продавать лишь 2,3 миллиона тонн, да еще и обложил каждую тонну пошлиной в 12 евро.
Причем мы обязаны получать особую лицензию на каждую партию, из-за чего реально страна не может сполна воспользоваться даже скромными возможностями. Аграрии все это как-то терпели, поскольку нашли другой канал поставок, в Северную Африку. Но недавно ЕС вмешался и там. Он стал поставлять туда свое зерно по демпинговым ценам, а известные аграрные лоббисты в Евросоюзе стали публично призывать к едва ли не полной изоляции российского конкурента от мирового рынка. По данным "РГ", реакция российской стороны была крайне острой. На встрече министра Гордеева с Комиссаром ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий Марианной Фишер Боэль вопрос будет поставлен ребром.
Второй темой станет продвижение в страны ЕС небольших (как говорят, "статусных") партий незерновых товаров, например молочных продуктов и изделий из мяса. Экономического смысла в таких поставках вроде бы нет (наши производители не могут удовлетворить даже внутренний спрос), но не все так просто: продажа пусть символического объема товара в ЕС резко повышает капитализацию российской компании. Однако нам не дают не то что зацепиться, а даже показаться на европейском рынке. По сведениям "РГ", формальное разрешение на поставки молочных продуктов, которое получили избранные российские компании, фактически так и не было реализовано. Так что весь пафос российской экспозиции в Берлине - продемонстрировать, что лучшие наши предприятия могут продавать в Европу небольшие партии колбасы или масла, зато экстра-класса (дорогой товар под маркой "экологически чистая продукция", что необычайно ценится в тамошних супермаркетах). Верхом победы "дипломатии Гордеева" было бы принципиальное разрешение со стороны ЕС на заключение таких контрактов.
В свою очередь, эти самые "евробюрократы" не намерены терять объемистый российский рынок. Сам факт его существования позволяет купировать социальные проблемы в странах ЕС. Ведь они выкупают у своих фермеров товары по высоким ценам, после чего продают их в Россию по ценам бросовым. Для их бюджетов это - дорогая операция, но усилия оправдываются сторицей: фермер сыт, занят делом, сельские территории процветают, а демпинговые цены разоряют российского производителя, что гарантирует сохранение этой модели и в будущем. Однако Россия сопротивляется. Свежий пример - запрет поставок норвежской семги в нашу страну.
Скорее всего, локальными запретами дело вряд ли ограничится: российский министр выбрал, похоже, тактику с замахом на будущее. Не в его силах заставить Евросоюз отменить экспортные субсидии. Но это может сделать ВТО, точнее, те страны ВТО, которые, как и Россия, страдают от аналогичной политики. Сразу после министерской конференции ВТО в Гонконге, где в очередной раз не удалось выбить из ЕС согласие на отказ от субсидий, г-н Гордеев повел себя так, словно Россия уже стала членом ВТО, и заняла в этой организации позицию активного игрока на стороне "третьих стран". Он заявил, что Россия вместе с "третьими странами" будет настаивать на правилах справедливой торговли, без субсидий. Это - очень плохой сигнал для ЕС: членство России в ВТО не за горами, а протокол о прекращении переговоров России с ЕС в рамках ВТО уже подписан, и давить на этом поле ЕС больше на нас не может.
Конечно, все это - большая политика, но как разобрать, где политика, а где еда, коли нынешняя "Зеленая неделя" прошла под знаком запрета на международную торговлю черной икрой, а икра, как водка - традиционный продукт российского экспортного хлебосольства. Каспийской икрой торговать по всему миру запретила международная организация по торговле исчезающими видами флоры и фауны (CITES), усмотревшая перспективу исчезновения лосося из-за браконьерства, в том числе и в России. Г-н Гордеев, как бы упреждая этот удар, уже высказался за введение государственной монополии на добычу осетровых, но, если он или кто-то из его коллег захочет накормить икоркой немца, ему останется разве что привезти в Берлин пару баночек икры в ручной клади. А для немцев попроще единственная возможность попробовать вологодского масла или знаменитого сорта русской колбасы - прийти на выставку. Таков он, европейский рынок еды, якобы свободный, якобы открытый.
|