2006-01-17 15:15:46 В минувшую субботу в Берлине министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев и комиссар ЕС по сельскому хозяйству Марианна Фишер-Боэль дали старт документу, который, как уверяют источники, близкие к переговорам, оставит в прошлом само понятие "аграрная торговая война". Не позже апреля будет принята декларация об "аграрном диалоге".
Для нее выбрана обкатанная схема энергетического диалога Россия - ЕС. Ожидается, что в мае на саммите Россия - ЕС в Сочи "диалог" одобрят на уровне президентов. По словам все тех же источников, в российских магазинах со временем европейская и отечественная еда будут конкурировать на равных, а наши аграрии даже смогут зарабатывать деньги, поставляя продукты в Европу. В такие перспективы довольно трудно поверить, поскольку до сего дня ситуация выглядела ровно обратно.
Своего пика эти отношения достигли в конце минувшего года, когда в Брюсселе г-н Гордеев и г-жа Фишер-Боэль обменялись крайне жесткими нотами. ЕС не думал отказываться от поставок в Россию своего "неликвида" по бросовым ценам, как не собирался и открывать России свой якобы свободный и открытый рынок продовольствия. Более того, ЕС принялся преследовать нас на территории третьих стран: в Северную Африку (за счет продажи туда нашего зерна кубанцы и сибиряки сводят концы с концами) начались поставки европейского зерна по бросовым ценам. Но из этого коллапса удалось выйти за считанные месяцы. Поздно вечером в субботу г-жа Фишер-Боэль, как сообщил "РГ" осведомленный источник, сама начала разговор с того, что ЕС готовит России выгодные предложения по открытию своего рынка зерна. Комиссар не стала открывать деталей и лишь заверила, что нам эти предложения "понравятся".
Две другие "проклятые темы", которые рассчитывают решать не истерично, а в рамках "диалога", - калининградский транзит и пропускные пункты на границе. Россияне нашли удачный ход. В очередной раз рассказав, как литовская таможня устраивает досмотр каждого мешка товара, вместо того чтобы просто опломбировать вагон и пропустить его в Калининград, они заявили, что Литва просто тратит деньги ЕС, решая свои политические задачи за счет бюджета Евросоюза. ЕС предложили также признать несправедливой ситуацию, когда на ввоз товаров в Евросоюз работает вдесятеро меньше пропускных пунктов, чем на вывоз. "От г-жи Фишер-Боэль не требовали ответа прямо сейчас, потому что вопросы сложные, но до саммита успеть надо", - говорит близкий к российской делегации источник.
Если аграрный диалог и в самом деле случится, это может коренным образом изменить "экономическую карту" российско-европейского пространства. Диалог, если он успешен, дает четкие и понятные правила игры, а также создает систему комиссий, которые гасят противоречия в зародыше. Конечно, это еще не дает гарантии, что чиновники устоят перед соблазном политизировать чисто хозяйственные проблемы и поднимать вокруг них шум. "Прожженные политиканы, которые на людях говорили одно, а приватно - другое", отозвался о своих партнерах один из российских экспертов.
С чего вдруг дрогнул ЕС? Его подкосило изнутри. Аграрная политика ЕС находится в глубоком кризисе. Нам из России видна одна сторона: Евросоюз поставляет к нам массу продуктов по бросовым ценам, ниже себестоимости. Мы знаем, что разницу между ценой производства и ценой на российском прилавке компенсирует бюджет ЕС, поддерживая так своих фермеров, но нам из России не видно, как тяжко это дается правительствам. Особенно подкузьмило расширение ЕС, которое один видный политик из Брюсселя назвал "чудовищным делом": в новые страны ушло колоссальное количество денег на выравнивание условий производства. А надежды, что новые страны окажутся такими же безропотными, как Россия, получателями демпингованной немецкой или французской еды, не оправдались: тамошние фермеры поспешили воспользоваться открытием границ и завалили Запад своими продуктами.
Немецкие газеты не жалеют красок, живописуя бедственное положение мелких хозяйств. Да, каждую минуту фермер получает из бюджета 2 евро просто за то, что он назвался фермером. Но этих денег уже не хватает, потому что дорожает все, и, как пожаловался владелец семейной фермы корреспонденту влиятельной газеты, "я понял, что все напрасно". А дальше будет еще хуже: к 2013 году ЕС обязался прекратить субсидирование экспорта еды, а ведь эти 2 евро в конечном счете и есть субсидирование экспорта. Одновременно растет разрыв между ценой аграрного товара и ценой средств его производства (в России это называют "диспаритетом цен" и свято верят, что так получилось в результате "непродуманных реформ"). Так что ЕС к 2013-му и так будет неспособен поддерживать экспорт.
Одновременно европейский капитал с вожделением всматривается в Россию, где делать молоко, сало и пиво куда как дешевле. Инвестиций много (только по итогам прежних "Зеленых недель" сумма контрактов приблизилась к полумиллиарду евро), но инвесторов не устраивает, что из-за политиков ЕС им приходится сбывать продукты только в России, тем самым ограничивая свою прибыль. В такой безвыходной ситуации некоторые из евробюрократов начинают понимать, что убивать демпингом наш АПК вовсе не так разумно, как прежде казалось. Гораздо лучше приоткрыть границы: ведь АПК Европы в нынешнем виде вряд ли переживет 2013 год, и Евросоюз скорее всего постарается переквалифицировать своих фермеров на туризм и на производство гомеопатических объемов продуктов элитных марок (швейцарский сыр, французское вино и т.п.). Таким образом, у России есть перспектива вновь стать кормильцем Старого Света, и надо было видеть, как пытливо на выставке вглядывались европейские чиновники в стенды с русской едой: лет через 10, возможно, именно это будет на столах их избирателей.
|