2006-01-25 11:02:31 Никогда Страсбург не был местом встречи коммунистов Востока и Запада. А вот теперь стал. Произошло это благодаря проискам ряда депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которые сумели поставить в Ассамблее вопрос об осуждении тоталитарных коммунистических режимов.
Эта тема будет обсуждаться в среду. Но уже во вторник представители почти всех европейских компартий, возмущенные подобной постановкой вопроса, съехались на демонстрацию в столицу Эльзаса.
Их было несколько сотен человек, почему-то в желтых шарфах. Они мирно и тихо прошли с транспарантами мимо дворца Европы, где заседает ПАСЕ. Однако прибывший в Страсбург глава российских коммунистов Геннадий Зюганов не упустил возможность выйти к журналистам и торжествующе прокомментировать тихую до робости демонстрацию своих европейских единоверцев. Зюганов говорил о борьбе с коричневой угрозой, о торжестве демократии и о других подобных вещах.
Кстати, у Геннадия Андреевича появилась новая шутка. В Совете Европы некоторым старым знакомым из числа журналистов он предлагает сувенир: чеки для оплаты в ресторанах, с пометкой: за счет золота партии. Шутка незамысловата, но пользуется успехом. Однако главной интригой нынешней сессии ПАСЕ остаются два вопроса, которые Ассамблее предстоит обсудить в среду. Это - соблюдение прав человека в Чечне и осуждение тоталитарных коммунистических режимов. Что касается первой темы, то здесь нашей делегации, судя по всему, опасаться нечего. Даже несмотря на готовящийся в Страсбург приезд представителей чеченской диаспоры, живущих за рубежом. Накануне комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес заявил журналистам, что его поражает прогресс, достигнутый в области соблюдения этих прав в Чечне, начиная с 1999 года. Он также поделился тем необыкновенно благоприятным впечатлением, которое произвели на него своей открытостью и конструктивностью две встречи с президентом Путиным.
Поскольку именно позиция Хиль Роблеса и определяет отношение Ассамблеи к чеченской проблеме, то тут за исход обсуждения можно быть спокойным.
А вот с осуждением тоталитарных коммунистических режимов дело обстоит сложнее. Почувствовав труднообъяснимое волнение россиян из-за судьбы этих погибших политических образований, все, кто считает себя обиженным Москвой, включая делегации прибалтийских республик и даже, по слухам, Молдовы, намерены голосовать за осуждение этих режимов.
Пытаясь повлиять на настроение депутатов ПАСЕ, в особенности на руководство организации, лидеры российской делегации вновь подняли в кулуарах вопрос о сокращении взноса нашей страны в казну Совета Европы. Россия входит в число пяти крупнейших плательщиков со взносом около 23 миллионов евро, к которым, справедливости ради, надо добавить еще свыше трех миллионов, предназначенных на работу европейского суда по правам человека.
Масла в огонь подлило заявление одного из ответственных сотрудников МИД России, который в своем выступлении накануне сессии ПАСЕ перед студентами МГИМО пригрозил сокращением этого взноса. Психологически понять настроение российских парламентариев можно. Скажем, глава нашей делегации в ПАСЕ Константин Косачев прямо заявил корреспонденту "РГ" о том, что помощь, которую получает наша страна от Совета Европы, не соответствует размеру нашего финансового взноса в бюджет организации. Кроме того, Косачева раздражает роль "мальчика для битья", которую привычно примеряют на Россию в ПАСЕ. И это за наши же российские деньги.
Вопрос о возможном сокращении российского взноса был поднят нашими журналистами на встрече с заместителем генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио. Заметно разволновавшись, эта дама заявила следующее: "Россия при вступлении в Совет Европы добровольно определила размер своего взноса. И имеет полное право пересмотреть свои обязательства. В этом случае ПАСЕ придется вносить коррективы в свои программы. Но размер взноса не повлияет на отношение Совета Европы к соблюдению Россией своих обязательств в области защиты прав человека и развития демократии". Остается добавить, что размеру зарплат и социальных льгот чиновников в правозащитной организации, которой по статусу считается Совет Европы, могли бы позавидовать самые высокооплачиваемые американские адвокаты.
|