2006-01-28 12:10:36 Секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани вновь назвал предложение Москвы об обогащении урана на российской территории не "самодостаточным".
Тем самым Лариджани по сути отказался от своих предыдущих заявлений, сделанных ранее на переговорах в российской столице, в которых он говорил о перспективности предложенного Москвой проекта.
"Потенциал российского предложения не отвечает потребностям Ирана в ядерной энергии", - объяснил позицию иранской стороны Лариджани. В то же время он дал понять, что инициативы Москвы "нельзя назвать негативными".
Ситуация выглядит еще более запутанной с учетом позиции Пекина. Как заявил пресс-секретарь МИД КНР Кун Цюань, угроза "произвольных санкций" осложняет ход переговоров с Ираном, в то время как российский проект - "хорошая попытка найти выход из тупика". На этом фоне выступление Лариджани может косвенно свидетельствовать о закулисных соглашениях, достигнутых иранским эмиссаром в Китае.
Уже очевидно, что Пекин пока выступает против планов Евросоюза и США передать "ядерное досье" Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Китайские власти недвусмысленно дают понять, что предпочитают дипломатические способы решения иранского вопроса.
По словам заместителя госсекретаря США Роберта Зоеллика, который намерен на днях посетить Пекин, Вашингтон уже предупредил китайских лидеров, что работы над созданием ядерного оружия в Иране угрожают поставкам нефти с Ближнего Востока. Не исключено, что это замечание стало реакцией на предположения экспертов о том, что Пекин тормозит передачу иранского досье в Совбез ООН, опасаясь разгневать одного из крупнейших мировых производителей нефти.
Выступление Лариджани о "недостаточности российского предложения" последовало всего через несколько часов после того, как президент США Джордж Буш поддержал инициативы Москвы как возможный вариант разрешения иранского кризиса.
Многие эксперты считают, что на самом деле Тегеран не заинтересован в создании совместного с Москвой предприятия по переработке ядерного топлива. И будет под любыми предлогами избегать реализации этого проекта.
Между тем
В том случае, если под нажимом международного сообщества Тегеран примет российское предложение, при малейшей возможности "режим аятолл" постарается из этого соглашения выйти. Причем сделает это таким образом, чтобы в глазах мирового сообщества именно Москва выглядела формальным виновником срыва достигнутых договоренностей.
|