2006-02-06 14:00:16 Идея Единого экономического пространства России, Украины (со знаком вопроса), Белоруссии и Казахстана впервые приобрела плоть и кровь.
В Астане состоялось заседание так называемой Группы высокого уровня, на котором решили подготовить базовые документы ЕЭП к марту. Участники совещания говорят, что тесное, до слияния, взаимодействие указанных государств станет явью уже в этом году. Но старательно обходят вопрос, будет ли участвовать в этом союзе Украина.
Граждане России и Казахстана уже в этом году смогут гостить друг у друга без регистрации от 30 до 90 дней - главное, что может извлечь из вчерашнего мероприятия простой человек. Но есть вещи поважнее. На заседании рассматривали святая святых - пакет из 38 документов, которые, будь они утверждены правительствами, дадут жизнь Таможенному союзу: наиболее продвинутой на сегодняшний день форме экономической интеграции.
Название союза ("таможенный") не должно вводить в заблуждение - таможенниками дело вовсе не ограничивается, речь идет об основах основ. С самого начала Россия акцентировала: дабы создать Таможенный союз, нужно достичь такой "интимности" в отношениях, чтобы национальные правительства делегировали часть своих полномочий некоему наднациональному органу, или "гиперправительству" на манер единого органа Евросоюза в Брюсселе. А это уже очень серьезно.
И в самом деле: только те страны в состоянии входить в Таможенный союз, у которых совершенно одинаковые торговые отношения с внешним миром, включая пошлины, правила, запреты и преференции. Как показала практика, если не сосредоточить все в одних руках, идентичности не добьешься.
Как заметил министр промышленности и энергетики, а заодно - главный интегратор от России Виктор Христенко, в 38 документах заложено "новое интеграционное качество". Он не стал скрывать, что речь идет о "постепенной передаче в компетенцию на наднациональный уровень принятие решений в рамках этого пакета". Однако об Украине из его уст не прозвучало ни слова. Правда, министр сказал, подразумевая именно ее, что "позиции всех участников ЕЭП абсолютно не расходятся в том, что заложено в этих документах", а заложена там "разноуровневая и разноскоростная интеграция". Последнее как раз и есть требование Украины.
Напомним, что в момент оглашения идеи ЕЭП его творцы не мыслили дело иначе, как действовать строго синхронно. Украине это не нравилось еще при г-не Кучме, а г-н Ющенко прямо заявил, что зона свободной торговли ему нравится, а Таможенный союз - не очень (он отдаляет, по версии Киева, интеграцию Украины и ЕС), и что Украина присоединится к Таможенному союзу тогда, когда захочет. Шершавым языком протокола это и есть "разноскоростная интеграция". Россия в свою очередь заявила, что зона свободной торговли вредна для нее без Таможенного союза, и переговоры зашли в тупик. С месяц назад в истеблишменте возникло стойкое ощущение, что договор о ЕЭП будут подписывать только три страны, без Украины. Такую возможность, например, не исключил генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота, что-то подобное, если верить СМИ, говорил и сам г-н Христенко.
Скорее всего, оговорка насчет "разноуровневой и разноскоростной" интеграции как раз и заключает в себе признание того, что в марте или чуть позже ЕЭП будет создано без Украины. Формально она остается участником процесса, но пассивным. На практике это означает полное слияние ЕЭП с ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия и Казахстан входят и туда, и сюда), причем ЕврАзЭС сам становится "разноуровневым" (в его состав будут входить как страны-члены Таможенного союза, так и еще не дозревшие до этого товарищи). Украина же по факту оказывается из интеграции выкинутой. Надолго ли, покажет время.
Между тем
Пока что Украина сполна испытывает тяжесть торговых запретов - например, запрещен ввоз мяса и молока в Россию, - хотя, как открыто говорят официальные лица, с другими постсоветскими государствами торговые проблемы решаются без запретов и скандалов.
|