2006-03-13 09:54:00 Бывший президент Югославии Слободан Милошевич скончался в гаагской тюрьме.
Согласно предварительному заключению экспертов причиной смерти стала остановка сердца. Однако достоверно ответить на вопрос о причинах смерти югославского лидера медикам предстоит еще ответить. Тем не менее руководство тюрьмы уверенно заявляет: Милошевич умер "естественной смертью".
Экс-президент так ни разу не признал Международный трибунал в Гааге легитимным органом. Будучи юристом по образованию, он с самого начала процесса отказался от услуг адвокатов и защищал себя сам. Милошевич неоднократно заявлял о политизированности трибунала, в котором рассматривались в основном дела на сербов. Самого Милошевича обвиняли в военных преступлениях и геноциде в ходе военных действий в Боснии, Хорватии и Косово в 90-х годах. В том случае, если бы бывшего югославского лидера признали виновным, ему грозило пожизненное заключение.
Тюремный охранник, выполнявший утренний обход камер, нашел Милошевича, лежащего мертвым в постели. Смотритель немедленно сообщил о произошедшем тюремному врачу и дежурному офицеру, а те в свою очередь оповестили начальство. Голландские следственные органы, выполняющие дознание в случаях насильственной или скоропостижной смерти, начали немедленное расследование происшедшего. Было дано указание о проведении патолого-анатомической и токсикологической экспертизы.
Как говорят присутствовавшие на процессе по делу экс-президента независимые наблюдатели, подобный исход можно было предвидеть. Врачи и судьи знали о проблемах со здоровьем 64-летнего Милошевича. Из-за плохого самочувствия подсудимого слушания на процессе проводились по 4 часа в день всего три раза в неделю. А судебные заседания неоднократно откладывались. В общей сложности процесс над Милошевичем прерывался 22 раза в связи с ухудшением его здоровья. Бывший лидер Югославии страдал повышенным артериальным давлением и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сам он постоянно говорил: "У меня сильный шум в голове".
За несколько месяцев до смерти самочувствие Милошевича в очередной раз резко ухудшилось. Это послужило причиной для обращения подсудимого к трибуналу с просьбой отпустить его в Россию на лечение в российский Центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
Москва поддержала просьбу Милошевича и еще 17 января направила запрошенные руководством трибунала гарантии личной безопасности Милошевича, его своевременного возвращения в Гаагу, а также соблюдения всех дополнительных условий, которые могли быть установлены судом в отношении экс-президента Югославии. Соответствующие личные обязательства взял на себя и Милошевич.
Но 25 февраля трибунал отверг его просьбу. Поводом для отказа стал доклад обвинения, которое утверждало: бывший югославский лидер намеренно не принимал некоторые прописанные ему тюремным врачом лекарства. И тем самым специально ухудшал состояние здоровья. При этом судьи говорили об отсутствии четких доказательств, свидетельствующих, что подсудимому необходимо медицинское обслуживание за пределами Нидерландов.
В МИД России тогда обратили внимание на выступление представителей обвинения, которые выражали сомнения в серьезности российских гарантий. Кроме того, гаагские судьи полагали, что процесс над Милошевичем находится в завершающей фазе и прерывать его сейчас, чтобы дать экс-президенту Югославии передышку, крайне нежелательно.
Кончина Милошевича вызвала неоднозначную реакцию во всем мире. Многие не только на родине бывшего югославского президента, но и в других странах уверены: ответственность за эту смерть несет Гаагский трибунал, осознанно отказавший подсудимому в праве на лечение в России. Причем, по мнению экспертов, в сложившихся вокруг трибунала обстоятельствах подобное прекращение показательного суда над югославским лидером выгодно стороне обвинения. Смерть Милошевича стала практически оптимальным выходом из сложившегося тупикового положения, которое сложилось в этом политизированном процессе.
Уход из жизни бывшего президента Югославии серьезно подрывает моральный авторитет трибунала как высшей международной судебной инстанции. Ведь в данном случае речь идет не столько о преступной халатности, сколько о бесчеловечном отношении к подсудимому.
Но Гаагский трибунал категорически выступает против такого расследования. Как заявил его официальный представитель Кристьян Шартье, "мы ни в какой мере не несем ответственности за смерть Милошевича, и в этой связи МТБЮ совершенно не в чем упрекать". "Нас нельзя обвинять в халатности. Мы всегда проявляем как можно большую заботу обо всех обвиняемых", - добавил он.
Однако семья Милошевича возлагает ответственность за его смерть на трибунал. "Этот цирк в Гааге ужасен. Это преступление", - заявил брат умершего Борислав Милошевич.
Что касается вопроса о дальнейшей судьбе тела экс-президента Югославии, то как с ним поступят, пока не ясно. По словам представителей трибунала, сейчас выясняются причины смерти подсудимого и вопрос о процедуре, связанной с телом умершего, не поднимался.
Владимир Белоусов, Надежда Сорокина
|