На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Воздушный гамбит



"Российская газета"

2006-03-20 13:54:45

В последнее время на Россию оказывается все большее международное давление. Особенно это ощущается в ходе подготовки июньского саммита "большой восьмерки". Весьма вероятно, что частью этого давления был и состоявшийся в пятницу 17 марта визит председателя Европейской комиссии (ЕК) Ж.М.Баррозу в Москву.

По сути, председательство РФ в "восьмерке" превращается в решающую схватку за контроль над российскими энергоресурсами - их производством и экспортом.

Требования Евросоюза о заключении нового российско-европейского соглашения об энергопоставках, о ратификации Москвой договора с Энергетической хартией и Транзитного протокола к ней - все это преследует цель получения Брюсселем свободного доступа к российской экспортной инфраструктуре и тем самым косвенного контроля над поставками газа и нефти. В документах Европейской комиссии прямо указано, что задача Брюсселя - "играть роль" в принятии решений по регулированию энергопоставок. Речь заходит вплоть до "общей европейской политики получения энергоресурсов от внешних поставщиков".

Между тем интеграция энергетических рынков и энергетических стратегий России как нетто-экспортера и ЕС как нетто-импортера энергоресурсов, на которой настаивает Брюссель, возможна только в одном виде: РФ превращается в бесправный ресурсный придаток ЕС, в "восточный Алжир". Единственный для РФ способ избежать этого - сохранить суверенный контроль над энергетическим комплексом и реализовывать собственную энергетическую политику, а не политику ЕС или США, хотя и консультируясь с ними.

Поскольку в последнее время Россия все менее податлива к прямому давлению по энергетике, в ход пускаются приемы дипломатического шантажа и "выкручивания рук" по тем вопросам, где Россия считается зависимой.

Этим "второстепенным" вопросом стала проблема компенсационных выплат за транссибирские перелеты (ТСМ), всплывающая в российско-европейском диалоге именно тогда, когда все взоры прикованы к энергетике.

По имеющейся информации, к концу марта Еврокомиссия может получить от Совета ЕС мандат на ведение с РФ переговоров и заключение соглашения по полной отмене компенсационных платежей за упущенную выгоду по ТСМ (которые ЕС некорректно именует платой за транзит) до 2013 года и снятия всех ограничений на пролеты европейских авиакомпаний через российскую территорию. При этом успех данных переговоров пытаются увязать с перспективой вступления РФ в ВТО.

Этот факт примечателен уже сам по себе и многое говорит о методах работы Еврокомиссии на российском направлении.

Во-первых, при том, что давление ЕК по ТСМ осуществляется уже несколько лет, мандат Брюссель у стран-членов ЕС запросил только в феврале этого года. Получается, все прошлые действия комиссии по этому вопросу, в том числе предлагавшиеся разнообразные "модельности" решения проблемы, не имели под собой юридической базы. ЕК просто не имела права поднимать с российской стороной проблему ТСМ и тем самым вводила правительство РФ в заблуждение.

Во-вторых, получаемый мандат фактически обрекает авиационные отношения Россия-ЕС на правовой вакуум. Ведь транссибирские компенсационные сборы являются неотъемлемой частью российских двусторонних соглашений со странами-членами ЕС и их компаниями, и их механическая отмена сделает эти соглашения недействительными. Корректировать же эти соглашения в официальном порядке, заменять их новыми двусторонними договорами или всеобъемлющим авиационным соглашением Россия-ЕС никто не собирается.

В-третьих, следует понимать, что требование отменить все ограничения на пролеты самолетов ЕС по российскому воздушному пространству (требование, которое появилось относительно недавно и не было зафиксировано в совместных документах РФ-ЕС) по сути означает лишение России части суверенных прав по контролю над своим воздушным пространством.

Очевидно, что Брюссель толкает Россию к тому, чтобы откупиться, отдать малое (ТСМ), чтобы сохранить целое (энергетика). Ведь голоса о том, что нынешняя российская энергетическая политика также не соответствует нормам ВТО, время от времени раздаются, однако, в отличие от ТСМ, напрямую вопрос о пересмотре условий вступления РФ в ВТО в данном аспекте не поднимается. По имеющейся информации, к такому откупу склоняется часть российского госаппарата.

Однако именно в этом предложении "откупа" и заключается уловка. На деле получится, что Россия потеряет и то и другое. Как только Москва "сдаст" ТСМ под прессингом пересмотра соглашения по ВТО, незамедлительно появится новая увязка ВТО. На сей раз - с реализацией европейских намерений в области энергетики. "Откупная" уступка будет означать, что соглашение РФ-ЕС по ВТО от 2004 года уже де-факто пересмотрено, а потому открыто для новых изменений.

Уступка по ТСМ будет означать согласие России на прямую увязку этого вопроса с проблематикой ВТО - чего не было в "пакете" от 2004 года и не должно быть в принципе. ТСМ - это вопрос транспортной, а не внешнеторговой повестки дня Россия-ЕС. Именно в этом сегодня, кстати, заключается российская официальная позиция. Если же соглашение по ВТО де-факто открыто, будучи увязано с официально обсуждаемым вопросом, и в него таким образом вносятся изменения, то нет никаких препятствий для выставления РФ новых требований.

Уступка по ТСМ будет означать отказ и России, и ЕС от взятых на себя обязательств и пересмотр договоренностей, достигнутых в том числе на высшем уровне. Напомним, что в 2004 году РФ и ЕК достигли соглашения, в соответствии с которым компенсационные выплаты по ТСМ будут "модернизированы в соответствии с принципами транспарентности, соответствия реальным затратам и недискриминационности". Далее эта позиция подтверждалась многими высокопоставленными представителями России, в том числе президентом В. Путиным. Теперь же комиссия настаивает не на модернизации, а на "отмене" платежей по ТСМ. Если Москва согласится с подобным пересмотром договоренностей и фактическим подлогом сейчас, то она откроет путь для аналогичных пересмотров и потом, только уже не по транссибирским платежам, а по куда более важным вопросам повестки дня.

Все это позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день давление ЕК по платежам за транссибирские перелеты - это главный элемент гамбита, разыгрываемого Евросоюзом в преддверии саммита "большой восьмерки". Уступка же России по ТСМ запустит европейскую многоходовку, в результате которой Россия лишится и самих компенсационных выплат, и фактического суверенитета над своим воздушным пространством, а затем, не исключено, и суверенитета над собственными трубопроводами, идущими в Европу.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100