2006-04-01 12:15:45 Еще одно государство СНГ в скором времени может лишиться льготных поставок российского газа. Это стало ясно после заявления руководства "Газпрома" о переходе с 2007 года на европейскую формулу цены в торговле с Республикой Беларусь. А сегодня истек срок действия договоренностей "Газпрома" с Арменией и Молдавией о сохранении в первом квартале сравнительно невысоких цен на газ для этих государств.
Как известно, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер сообщил, что со следующего года цены для Беларуси с нынешних 46 долларов за тысячу кубометров должны вырасти до европейского уровня. При этом он оставил открытым - на то и будущие переговоры - вопрос о конкретной стоимости тысячи кубометров газа для белорусских потребителей. Дело в том, что европейский уровень цен - понятие многофакторное, зависящее в том числе от стоимости транзита и других контрактных условий. Потому-то средняя цена российского газа для стран Евросоюза составляет 235 долларов за тысячу кубометров, а, скажем, для Украины - 95 долларов с возможностью пересмотра этой величины.
Такой ход событий некоторыми аналитиками был подан как сенсация, между тем можно вспомнить, что еще в январе этого года, комментируя только что завершившийся российско-украинский газовый конфликт, министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил твердость российской линии на переход к рыночным ценам на газ, особо подчеркнув: "включая Беларусь". А программа действий "Газпрома" в этой сфере была озвучена Алексеем Миллером еще в июне 2005 года на годовом собрании акционеров компании, где он объявил о неминуемом конце "ценового социализма" для стран СНГ и Балтии.
Вполне очевидно, что знаменитая тяжба с Украиной по определению экспортных и транзитных ставок на 2006 год уже была реализацией этой новой линии. Помимо прямых убытков для "Газпрома" и федерального бюджета в те месяцы стал очевидным для всех и еще один "подвох": дешевый российский газ используют металлургические и нефтехимические предприятия сопредельных стран. И затем успешно демпингуют на российском рынке, получая сверхприбыли.
В большей степени этот момент, разумеется, касается Украины, в меньшей - Беларуси. Но в последнем случае сыграл важную роль другой экономический интерес "Газпрома". Если Украина категорически отказалась передавать свою газотранспортную систему в ведение "Газпрома" в рамках совместного предприятия, то Беларусь всегда выражала такую готовность. Именно поэтому конкретная цена российского газа для этой республики будет зависеть от параметров сделки по приобретению российской монополией 50 процентов акций компании "Белтрансгаз". Эта структура владеет экспортными трубопроводами, по которым газ из России идет в Западную Европу, - около 19 миллиардов кубометров в год. Линия на вхождение в газовую инфраструктуру сопредельных стран для уменьшения транзитных рисков - это одна из составляющих экспортной стратегии "Газпрома". Пока главный камень преткновения - определение реальной стоимости активов "Белтрансгаза", которые значительно изношены и нуждаются в модернизации.
Что же касается важного геополитического союзника России в Закавказье - Армении, то в преддверии 2006 года было объявлено о том, что цена для этого государства повысится с 54 до 110 долларов за тысячу кубометров. Армении удалось отсрочить введение этой ставки, но только до 1 апреля - под гарантии вхождения российской стороны в энергетические проекты, в частности строительства пятого энергоблока Разданской ТЭС и прокладке дополнительного участка газопровода, идущего через территорию Армении. Здесь, как, пожалуй, нигде, высока угроза политизации проблемы - а это именно тот "риф", который "Газпрому" пока удалось обходить во взаимоотношениях с импортерами российского газа. Кстати, Молдавии, как передали вчера информагентства, удалось договориться с "Газпромом" и сохранить на второй квартал действовавшие до 1 апреля цены - 110 долларов за тысячу кубов. По-видимому, свою роль сыграли предложения молдавской стороны по расширению сотрудничества в энергетической сфере.
Юрий Саакян, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ:
- Рискну предположить, что вопрос о пересмотре газовых цен инициирован именно сейчас, чтобы, с одной стороны, показать, что "Газпром" намерен жестко отстаивать свои экономические интересы, а с другой - чтобы у Белоруссии, Молдавии и Армении было время на то, чтобы договориться с нашим газовым холдингом и найти приемлемый компромисс.
Россия уже два года пытается получить контроль над газотранспортной системой Белоруссии. Этот вопрос стратегически важен для "Газпрома", поскольку Белоруссия является вторым после Украины транзитным коридором для российского газа в Европу. Ради контроля транзитной "трубы" "Газпром" был готов поставлять Белоруссии российский газ по льготным ценам. Однако никаких реальных подвижек в этом вопросе не произошло, так что реакция "Газпрома" вполне оправданна. Аналогичные проблемы существуют и в отношении Молдавии и Армении, где российский газовый холдинг также пытался получить контроль над местными газотранспортными активами.
Что касается новой ценовой политики "Газпрома" в отношении стран ближнего зарубежья, то она будет строиться на рыночных принципах и максимальном приближении цены на российский газ для этих стран к средней цене экспорта российского газа в страны Европы. Компромисс будет возможен, только если "Газпром" получит контроль над транзитными газопроводами, проходящими по территории этих стран. Надо четко понимать, что "Газпром" не заинтересован в странах ближнего зарубежья как в потребителях российского газа, поскольку они неконкурентоспособны.
|