2006-04-24 15:56:32 Подготовка к саммиту "восьмерки" в Санкт-Петербурге, который призван стать для нашей страны центральным внешнеполитическим событием года, вступает в заключительную, решающую фазу.
На саммите будут обсуждаться главные вопросы глобальной повестки дня. Хотя разные страны и разные политические силы вкладывают в это понятие разное содержание. Саммит в Санкт-Петербурге еще не состоялся, а уже началась борьба за интерпретацию его итогов. В этой связи, в целях ясности, наверное, есть смысл вкратце проинвентаризировать некоторые исходные позиции. А именно: где мы сегодня находимся, какие первоочередные задачи стоят перед международным сообществом и какую роль отводит себе в современных мировых процессах Россия.
Для начала надо определить временные рамки переживаемого нами периода. Большая часть из нас хорошо помнит дискуссии начала и середины 90-х годов - когда же завершится переходный период после окончания холодной войны? Подтекст был очевидным - когда же наступит стабилизация? Полагаю, наступила пора четко сказать: переходный период после холодной войны завершился, но желанная стабилизация международных отношений не наступила. И в обозримом будущем не наступит, потому что по-крупному, по-настоящему эпоха перемен в мире только начинается, и эта эпоха, по всей видимости, продлится целый ряд десятилетий. Речь идет о серьезнейших, кардинальных изменениях, охватывающих все аспекты международной жизни.
После холодной войны желанная стабилизация международных отношений не наступила
Нынешняя эпоха содержит в себе не только новые угрозы, но и новые вызовы. А вызовы в зависимости от того, как мы на них реагируем, могут перерастать в угрозы, а могут и открывать беспрецедентные новые возможности для развития человечества.
С угрозами относительно проще. Угрозы - это прежде всего терроризм, распространение ОМУ, новые формы глобализированной организованной преступности. С вызовами сложнее. Вызовы - это и массовая миграция в ее всевозможных ипостасях, и принципиально новые горизонты в науке, особенно в таких областях, как нейрофармакология (прозак и риталин), удлинение человеческой жизни и генная инженерия, это и феномен Интернета, и тотальная компьютеризация, и приближающийся прорыв в энергетике (управляемый термоядерный синтез, водородная и вакуумная энергия), и начинающееся реальное освоение космоса, и многое другое.
Одновременно радикально меняется соотношение сил в мире. Происходит относительный, а иногда и абсолютный упадок одних центров силы и возвышение других. Самое рельефное проявление этой тенденции - это возвышение Азии. Далее меняется содержание понятия "сила", на передний план выдвигаются элементы т.н. мягкой силы, если использовать термин, предложенный в свое время известным американским политологом из Гарвардского университета Джозефом Наем. Наконец, происходят изменения в функционировании самой системы международных отношений, в первую очередь в экономической сфере. Это и сетевой метод организации взаимодействия, и такие вещи, как аут-сорсинг, стероиды и тройное усиление, о чем так убедительно пишет обозреватель "Нью-Йорк таймс" Томас Фридман в своей последней книге "Плоский мир".
Что означают все эти изменения? Прежде всего - резкое возрастание потенциала нестабильности в международных отношениях. Опасность утраты управляемости происходящими процессами. Вплоть до наступления полного хаоса. Поэтому когда мы говорим о поиске ответов на вызовы современности, главное - это восстановление управляемости международными процессами.
Отсюда вопрос - как этого можно достичь? Ясно, что еще по крайней мере многие и многие десятилетия вопрос о создании мирового правительства не встанет в практическую повестку дня мировой политики. Что остается? Восстанавливать управляемость международными процессами через практическую совместную работу по главным проблемным блокам международной жизни, включая терроризм, распространение ОМУ, стихийные бедствия и технологические катастрофы, опасные инфекционные заболевания и т.п. Показательно: этот перечень во многом совпадает с повесткой дня саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге.
В этой связи хотел бы особо выделить проблематику энергобезопасности. Строго говоря, вынесение этой темы в качестве центральной в повестку саммита "восьмерки" - это очень серьезная новация. Энергобезопасность - это синтетическая тема. Она включает и проблему нераспространения (потому что речь идет о развитии атомной энергетики, а это непосредственный выход на судьбу Договора о нераспространении ядерного оружия), и проблему контртерроризма (обеспечение безопасности критической инфраструктуры), и комплекс экологических проблем (возобновляемые и альтернативные источники энергии и повышение энергоэффективности), и проблему устойчивого развития (доступ развивающихся стран к энергетическим услугам и искоренение энергетической бедности), и проблемы образования (повышение энергетической грамотности населения), и те сложнейшие проблемы, которые перед нами ставит развитие науки (энергетика будущего).
На сегодняшний день такая совместная работа - это единственный реальный путь к сохранению и восстановлению управляемости международными процессами.
Так мы подошли к главному вопросу - какова в этой ситуации позиция России? Ее можно суммировать очень коротко.
Во-первых, активно участвовать в решении проблем современности.
Во-вторых, участвовать конструктивно. Поскольку Россия ставит перед собой очень амбициозные задачи в своем внутреннем развитии, изменения во внешней среде обитания зачастую затрагивают нас в большей степени, чем они затрагивают другие страны. Мы относимся к этой ситуации со всей серьезностью. И не стремимся зарабатывать конъюнктурные очки. Конкретный пример - у нас нет намерения пытаться монополизировать инициативу президента России о создании международной сети центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Напротив, мы заинтересованы в ее сопряжении с инициативами, содержавшимися в последнем Послании о положении страны президента США, с предложениями генерального директора МАГАТЭ М. аль-Барадеи, с идеями, циркулирующими на этот счет в экспертном сообществе.
В-третьих, мы привержены многосторонним подходам, намерены работать в рамках существующих многосторонних форматов и на основе международного права. Эта наша позиция объясняется не только нашим уважением к международному праву, но и в не меньшей степени нашим убеждением, что в сегодняшнем сложном, хрупком и динамичном мире односторонние подходы не срабатывают. Будь то применительно к иранской ядерной программе или к глобальному потеплению.
Как видно, международная повестка дня в целом и конкретно повестка дня предстоящего заседания "восьмерки" на высшем уровне в Санкт-Петербурге действительно предельно сложна. Но оснований для пессимизма нет. По итогам предшествующих суматошных и во многом дурных 15 лет у нас сформировались базовые элементы понимания того, что надо делать. Если угодно, есть опорные точки для организации дальнейшей работы. Это принципиально важно. И есть неплохой резервуар идей и конкретных предложений. Это позволяет с трезвым, здоровым прагматизмом работать над стоящими перед нами задачами.
|