2006-04-28 13:06:29 Созданный восемь лет назад механизм российско-германских консультаций снова сработал. Контакты с правительством Ангелы Меркель налажены и закреплены путем обмена газовыми активами.
Прошедший в Томске очередной раунд традиционных встреч руководства России и Германии свою задачу выполнил, подтвердив готовность сторон продолжать истинно партнерский диалог. Как считает Владимир Путин, теперь можно смело ставить новые и более сложные задачи. Например, вместе осваивать Сибирь, куда российский лидер позвал немецкий бизнес с его инвестициями.
Текущим уровнем сотрудничества обе стороны остались довольны. В прошлом году товарооборот, по нашим оценкам, составил 33 миллиарда долларов, а по немецким - все 39 миллиардов евро. При этом немецкие инвестиции в российскую экономику за прошлый год достигли трех миллиардов долларов.
Но нет предела совершенству. Накануне Владимир Путин проводил совещание по развитию Сибири, результаты которого, мягко говоря, рисуют не самую обнадеживающую перспективу. Главная проблема - дефицит финансов. Видимо, на этой волне вчера Владимир Путин "соблазнял" немецких бизнесменов инвестиционным потенциалом этого российского региона. И ресурсов здесь много, и кадры готовят отличные. Недаром же девиз Томской области гласит, что это остров интеллекта в океане ресурсов. Ангела Меркель ничего против не имела и даже внесла собственное предложение. "Надо, чтобы малый и средний бизнес нашли дорогу, а крупный и сам пройдет", - подчеркнула она.
Немецкий бизнес, уверен Путин, мог бы хорошо поработать как в инвестиционный проектах, так и в национальных, развернутых у нас в стране с начала года.
Кому бы в Европе ни нравилась доля российских энергоресурсов на западном рынке - а уже пошли разговоры о необходимости ограничения энергетической "экспансии", - но в российско-германских отношениях именно энергетика играет главенствующую роль. И ни Москва, ни Берлин этим не гнушаются. Так было последние 40 лет, так будет и дальше. Вчера "Газпром" и немецкий BASF подписали соглашение об обмене активами в области газодобычи и торговли природным газом. Российская компания увеличивает свою долю в совместном предприятии Wingas до 50 процентов минус одна акция и получает долю в капитале Wintershall, владеющей паями в геолого-разведочных и добычных активах в Ливии. Немцам же достается 25 процентов минус одна акция и 10 процентов неголосующих акций в компании "Севернефтегазпром", а фактически 35 процентов в Южно-Русском газовом месторождении.
А разговоры об экспансии - это не более чем двойные стандарты. Владимир Путин изумился: когда иностранцы приходят к нам, то это называется глобализацией, а когда наоборот - экспансией. "Где же свобода рыночных отношений?" - вопрошал российский лидер. Он отметил, что даже в условиях "холодной войны" и противостояния двух систем, которые фактически балансировали на грани ядерной войны, Россия - тогда Советский Союз - день в день, час в час неизменно исполняла обязательства по коммерческим контрактам. Сами немцы никаких проблем в высокой доле нашего сырья в Европе не видят. Они предпочитают говорить не об экспансии, а о долговременном стратегическом партнерстве: "Мы не можем себе позволить протекционистские меры".
В продолжение энергетической темы на пресс-конференции у президента и канцлера поинтересовались их отношением к развитию ядерной энергетики. Особенно интересно было услышать мнение Меркель, в чьей стране действует программа по закрытию всех атомных электростанций. Оказалось, что в Германии мало кто до сих пор задумывался, чем же заменить энергию мирного атома. А вот Владимир Путин со своей позицией определился уже давно и ей не изменяет. "Ядерная энергетика будет значительной частью энергетики будущего мира", - заявил он. И вопрос не в том, быть или не быть, а как сделать ее безопасной. Эти вопросы в числе прочих будут обсуждаться и на саммите "большой восьмерки" в Петербурге, где в следующий раз Путин и Меркель встретятся снова.
Помимо газового соглашения вчера стороны подписали еще 7 документов, в частности, РАО "РЖД" и Дойче Бан договорились совместно работать над загрузкой Транссиба в части перевозки грузов из Европы на Восток и обратно. А Внешэкономбанк и Дойче Банк закрепили договор в области поддержки проектов в рамках частногосударственного партнерства. В перспективе Москва и Берлин намерены активно работать в банковской сфере, автопроме, авиастроении и космосе. Так, уже сейчас для строительства российского регионального самолета отдельные агрегаты и узлы будут закупаться в Германии. Определенный интерес немцы испытывают и к нашему проекту по созданию космического корабля многоразового использования "Клипер".
|