Меркель выбрала партнерство интересов |
| 2006-04-29 17:16:05 После российско-германского саммита в Томске складывается впечатление, что отношения между Москвой и Берлином не утратили своего стратегического значения, как того опасались некоторые.
Но продолжать столь позитивное взаимодействие с Россией канцлеру ФРГ Ангеле Меркель будет не так просто. Для этого есть несколько причин.
Во-первых, немецкие и в целом западные СМИ задают по отношению к России весьма негативный тон. В 90-е годы Россию привыкли видеть совсем иной страной: слабой, но демократической. Но сейчас в начале XXI века она все меньше становится похожа на другие восточноевропейские страны.
Во-вторых, все больше консолидируются антироссийские настроения внутри ЕС и Трансатлантического союза. Я думаю, это связано с тем, что США нужны аргументы для дальнейшего расширения НАТО на восток и принятия в эту организацию Украины и Грузии.
В-третьих, важную роль играет психологический момент. В западном обществе чувствуется зависть к России из-за ее природных богатств. Более развитая в техническом отношении, но небогатая ресурсами Европа не хочет становиться зависимой от богатой России.
В-четвертых, внутриполитические процессы в России на Западе воспринимают как возврат к авторитарному прошлому. Европейские политики всерьез считают, что Россия использует свои ресурсы прежде всего в политических целях.
Отношение российского общества к Германии как раз обратное. К немцам здесь питают наибольшую симпатию по сравнению с представителями других зарубежных государств. Москва хочет сохранить Германию как проводника своих интересов на Запад.
Через Германию энергетический диалог с Западом, по замыслу России, должен превратиться в энергетический альянс, в союзничество. Через торговлю с Германией Россия хочет укрепиться в общеевропейской архитектуре и построить свободное экономическое пространство на всем общеевропейском материке. Через близкие отношения с Германией президент России Владимир Путин стремится отменить визовые барьеры между ЕС и Россией, создав, таким образом, общее пространство передвижения.
В 2001 году в бундестаге Путин озвучил очень заманчивое предложение, от которого Германию также активно отговаривают. Это исторический проект совместной модернизации Сибири. Он состоит в том, чтобы объединить ресурсы Сибири с более технологически развитым пространством ЕС. Четкого ответа на свое предложение российский лидер не получил.
До последнего времени проект не двигался с места. Запад требует, чтобы Россия во всем приняла его правила игры, на что Москва не соглашается. Но сегодня мне кажется, что проекту Путина именно в Томске был дан старт. Этому есть несколько подтверждений. Германский энергетический концерн BASF получил треть акций "Газпрома" и будет принимать участие в освоении Южно-Русского месторождения в Западной Сибири.
Реализуются и совместные транспортные проекты. Россия предлагает себя в качестве стратегического моста между Европой и Азией в XXI веке. Для этого на сибирской земле должна быть проложена новая инфраструктура. Немецкие фирмы первыми допущены для реализации таких инфраструктурных проектов.
Российский президент взял бывшего германского канцлера Шредера в руководство российско-немецкого газового консорциума, который займется строительством Северо-Европейского газопровода. Это очень важный проект, так как в XXI веке через него в Европу будет качаться большая часть газа. Кроме того, "Сименс" наконец отстоял свое право на приобретение акций энергомашиностроительного завода "Силовые машины" и полностью вписался в развитие атомной энергетики на территории России. А фирма "Фольксваген" начинает строить автомобильный завод в Московской области, что тоже имеет прямое отношение к транспортным проектам.
Естественно, Россия хочет использовать Томск для развития своих стратегических интересов и выхода на рынки Европейского союза. Поэтому "Газпром" получает 50-процентную долю в одном из немецко-российских газовых концернов, который поставляет российский газ Европе.
Россия будет давить на госпожу Меркель, чтобы она отстаивала российские интересы и выступала как адвокат России на европейском рынке. Но здесь возникает вопрос, как отнесутся к этому в Европе и как отреагирует брюссельская бюрократия на российско-немецкие договоренности.
Руководство Евросоюза не желает строить стратегическое партнерство с Россией на базе сугубо прагматических интересов. На Западе все понимают, что через 15 лет зависимость ЕС от российских газовых и нефтяных ресурсов будет возрастать. До 2020 года Брюссель еще может эксплуатировать свои собственные ресурсы. Но затем 90 процентов всех энергоносителей придется завозить из-за пределов Европы: из России и Северной Африки.
Цель ЕС в этом отношении очень проста: за эти 14-15 лет сделать из России страну, которая будет играть по общепринятым на Западе правилам, вступит в ВТО и приобщится к экономическим и политическим стандартам Европы. Россия сегодня не пойдет, как мне кажется, на такие условия. Москва больше ориентируется на партнерство интересов. Я думаю, что в этом отношении между Россией и Западом существует очень много недопонимания, поэтому совместные российско-германские планы будет сложно претворить в жизнь.
При экс-канцлере Германии Герхарде Шредере приоритет отдавался стратегическому партнерству с Россией. По мнению некоторых, это наносило ущерб интересам Запада и тормозило продвижение демократии в России. При Меркель в первое время казалось, что Берлин стал проводником западных интересов в отношении России, делая это даже в ущерб собственным экономическим интересам.
Между тем
Встреча между Путиным и Меркель в Томске может стать поворотным пунктом в отношениях Германии и России, изменив вектор немецкой политики на ближайшие годы в пользу стратегического и исключительно прагматичного сотрудничества с Москвой.
|