Приключения комсомольца в Америке |
| 2006-07-07 14:03:48 Вуз
Вот уже тринадцать лет как я тружусь на ниве американского высшего образования. Сначала был частный баптистский университет в Северной Каролине, а последние шесть лет - небольшой госуниверситет в Вермонте. Испытал я эту систему на себе и в качестве родителя студента.
Начну с отличий между высшими школами Советского Союза, а позднее России, и американскими вузами.
Отличие первое. В Америке нет вступительных экзаменов в вузы. Прием осуществляется на основе оценок, полученных в школе, и характера курсов, которые школьник выбирал для себя, результатов своеобразного единого экзамена (SAT), который в основном оценивает знания в английском и математике, а можно взять и по другим дисциплинам, домашнего сочинения на заданную тему, а также общественной работы в школе и занятий спортом. Все эти критерии рассматриваются в комплексе, и приоритет не дается какому-либо одному показателю.
Отличие второе. Образование в университетах только платное и очень дорогое. Конечно, можно получить scholarship (деньги от разных фондов и самого университета), но большинство все же платит из своего кармана или глубоко залезает в долги.
Отличие третье. Практически нет коррупции. Я за все годы жизни в США не слышал, чтобы кто-то купил оценку или дал преподавателю взятку. Хотя это может и показаться странным для сегодняшних россиян, но в мою бытность студентом и преподавателем Пермского госуниверситета в семидесятых и начале восьмидесятых я о таком пороке тоже не слышал.
Отличие четвертое. В целом неплохая материальная база, современные компьютеры, оборудование и т.д. Но главное - другая структура построения программ и гораздо большие возможности для студента в плане выбора преподавателя и даже многих курсов при получении одного и того же диплома. Таких российских понятий, как "группа", "курс", "поток", просто не существует.
А теперь давайте попадем "в шкуру" американского студента и попробуем обрисовать его жизнь. Итак, если вы учились в школе хорошо и у вас неплохие результаты в едином экзамене, то можно попробовать подать заявления в лучшие университеты страны: Гарвард, Йель, Стэнфорд, МИТ и т.д. Шансов поступить, конечно же, немного, а вот платить за учебу придется большие деньги. Может помочь в поступлении, если вы "звезда" спорта, по меньшей мере масштаба штата, а также если ваши родители закончили этот университет и поддерживали его материально.
Но если с этим у вас не очень, тогда можно подать заявления сразу в несколько других вузов "средней руки", например госуниверситет штата, которые, как правило, имеют кампусы в нескольких городах или огромное количество разных частных вузов. Но если не вышло и там, тогда вам дорога в университет, где берут всех способных заплатить. Как правило, школьники посылают заявления в 5-6 университетов, можно и в большее количество, но не забывайте - за каждое заявление надо заплатить от 50 до 100 долларов.
Таким образом, попробовать себя в университете может почти каждый американец среднего достатка. Поступить-то нетрудно, а вот закончить - это уже совсем другая история. Американское высшее образование построено по принципу воронки: широко на входе, узко на выходе. Большинство государственных и частных вузов не ставят своей целью извлечение прибыли. Они просто пытаются свести концы с концами, хотя, конечно, вынуждены зарабатывать, так как даже в госуниверситетах дотация от государства обычно не превышает 50 процентов. В последнее время в моду входят вузы, которые по сути являются бизнесом и их цель - извлечение прибыли, но погоду в американском образовании они пока не делают.
Итак, вы поступили! Первым делом приготовьте деньги. Год обучения в моем университете стоит для жителя Вермонта порядка семи тысяч долларов в год, из соседних штатов - десять тысяч, а вот из других штатов и стран - четырнадцать тысяч. Теперь прибавьте общежитие, оно встанет в четыре тысячи в год, и питание - еще две с половиной тысячи долларов. На все про все, если вы из Вермонта, выйдет около 14 тысяч, из соседних штатов - 17 тысяч, из других штатов и стран - 21 тысяча в год. А потом еще надо будет покупать учебники, на что уйдет до 500 долларов в семестр, правда, потом их можно продать, но уже за гораздо меньшую сумму.
Но вот деньги уплачены, все расчеты должны быть завершены до конца каждого семестра, и пора решать, что будем изучать. Практически каждый университет имеет свое "ядро" или перечень курсов, которые надо взять вне зависимости от специализации. Как правило, это английский язык, математика и далее понемногу из каждой области знаний (естественные, общественные науки, искусство, часто, но не обязательно, иностранные языки и физвоспитание). Каждый изученный курс с положительной оценкой дает студенту кредиты, как правило, от 1 до 3. Один кредит дает класс, в котором аудиторная нагрузка составляет один час в неделю, соответственно, три кредита вы получите за курс, в котором занимались три часа в неделю, при пятнадцатинедельном семестре. Если для получения диплома в целом надо набрать 122 кредита, что примерно означает 40 курсов по три часа занятий в неделю, то наше "базовое образование" или "ядро" составляет 42 кредита, что примерно равно 14 курсам.
Обычно первый год, а то и полтора уходит на "базовое образование", и студент сталкивается с предметами своей будущей специализации не так уж и много, всего 1-2 курса в семестр.
Количество студентов в каждом курсе ограничено. Например, у нас нет классов, в которых было бы больше 25 студентов. Ряд предметов могут вести несколько преподавателей, и у вас есть право выбора, но часто, особенно в небольших университетах, каждый преподаватель - специалист в определенной области, и его не обойти. Список предметов не фиксирован, вам просто надо набрать определенное число кредитов в вашей дисциплине. Хотя, конечно, есть и обязательные предметы, но их количество может различаться в зависимости от специализации.
Преподаватели, конечно, разные, как и требования к студентам. Разные и методики преподавания. Очень часто оценка за предмет складывается из оценок в тестах, проектах и т.д., и окончательный экзамен не столь важен - это просто один из тестов.
В моих курсах оценка обычно складывается из трех тестов, одной-двух курсовых работ и активности в ходе дискуссий и семинаров. В конце обучения есть и дипломные работы, но во многих университетах и во многих специальностях они не обязательны - пиши, если хочешь.
Все ли студенты проходят курс успешно? Конечно же, нет. В среднем в моих базовых курсах получают проходной балл не более двух третей класса. А что же делать тем, кто не сдал? Выход лишь один - брать этот курс снова. Если вы завалили слишком много за один год - вы попадете на испытательный срок, и если ваши усилия вновь не увенчаются успехом, вас могут отчислить сначала на год. Большинство студентов заканчивают бакалавриат за 4 года, но у многих это получается только за пять лет. Один мой студент в этом году закончит нашу программу после семи лет, а кое-кто и никогда.
А что потом? Потом может быть следующая ступень - мастерская программа, юридическая или медицинская школы, в последние берут только бакалавров. Срок обучения на них может быть от двух лет до трех и даже четырех, в зависимости от специализации.
Качество образования. Я убежден, что оно не очень зависит от университета. Сама вывеска реально мало что значит. Главное - это желание самого студента учиться и те конкретные преподаватели, что встретятся на его или ее пути. Мне в свое время на истфаке Пермского государственного университета повезло. Надеюсь, что и моим студентам тоже.
|