2006-08-02 16:02:13 Жаркая карнавальная Куба пребывает в состоянии шока. В понедельник поздно вечером секретарь Фиделя Кастро Карлос Валенсиаго пришел в студию национального кубинского телевидения. Там он зачитает фразы, которые приведут в смятение нацию, попросту не знающую ответа на самый главный вопрос: как жить без Фиделя?
"Дни и ночи постоянной работы почти без сна привели к тому, что мое здоровье, выдерживавшее все испытания, пошатнулось. Это привело к острому желудочному обострению с существенными кровотечениями, что заставило меня согласиться на сложную хирургическую операцию", - с трудом подбирая слова, зачитал слова Кастро Карлос Валенсиаго.
Заочное признание
79-летний Фидель Кастро, который родился 13 августа 1926 года, также признался кубинцам, что причиной внутреннего кровотечения, скорее всего, стало переутомление, вызванное стрессом после его поездок в Аргентину и по Кубе. Даже неврачу понятно, насколько опасно оперировать престарелого пациента, перенесшего внутреннее кровотечение.
Как долог период реабилитации после такой операции в таком возрасте. Наконец, насколько долгим и изматывающим он может оказаться для самого Фиделя Кастро, привыкшего десятилетиями по нескольку часов заряжаться энергией публики, казалось, "жадно глотающей каждый его выдох".
Тем более сам Кастро признался, что будет оставаться в постели несколько недель.
Пусть кубинская медицина считается самой лучшей в мире. Пусть здесь успешно борются с раком, а от наркомании излечили, казалось, уже безнадежного Диего Марадону, личного друга Фиделя, чей лик вытатуирован на плече легенды футбола. Ясно одно: у кубинцев не много поводов для оптимизма. Вот уже и торжества по случаю 80-летия команданте, запланированные на август, переносятся на 2 декабря.
Кубинцев, в подавляющей своей массе любящих Фиделя, потрясло другое. Фидель Кастро, однажды произносивший один из пламенных монологов без остановок восемь часов подряд, впервые не стал зачитывать свое обращение нации лично. Отметая в сторону все грязные слухи и сплетни о состоянии его здоровья, в последние годы регулярно распространяемые теми, кто хочет "дождаться смерти Фиделя", на этот раз можно констатировать одно. Заболевание "хозяина Острова свободы" действительно серьезно. Несмотря на то, что ранее личный врач кубинского лидера неоднократно заявлял о том, что Кастро находится в прекрасной форме. Несмотря на то, что сам Фидель еще в прошлом году говорил, что собирается прожить до 130 лет. Несмотря на то, что в течение всех тех лет, пока Фидель Кастро правит Кубой, тема его "больного" здоровья постоянно была в центре внимания и муссировалась в прессе всего мира.
Его несколько раз уже объявляли умершим. А потом команданте Фидель в своем неизменном военном френче темно-оливкового цвета и фуражке выходил в народ. И, отчаянно жестикулируя, произносил ставшие легендарными многочасовые речи, тем самым опровергая слухи о напастях, свалившихся на него.
5 часов - как доказательство
Ноябрь прошлого года. ЦРУ на основании анализа телевизионных записей и консультаций с американскими светилами медицины готовит секретный доклад. В нем утверждается, что уже на протяжении нескольких лет Фидель страдает тяжелой формой болезни Паркинсона. Спустя несколько дней после утечки информации из ЦРУ в американские СМИ Фидель Кастро приходит в свою родную альма-матер. В Гаванском университете в полном разгаре торжества по случаю 60-летия поступления в этот вуз Фиделя. Кастро поднимается на сцену в зале и в течение пяти часов без перерыва выступает перед преподавателями и студентами, доказывая, что "слухи о его смерти сильно преувеличены".
Он много шутит по поводу "своей тяжелой болезни". Иронизирует над теми, кто думает, что после его смерти кубинская революция закончится, убеждая, что "они глубоко ошибаются". Что, как говорится, "не дождутся". Как же хотела нация услышать сейчас из его уст что-то наподобие этого легендарного: "не дождутся"...
К Фиделю можно относиться по-разному. Кто-то готов всю жизнь носить майки с его портретами и внимать каждому его междометию. К слову, могли ли убежденные борцы с капитализмом Фидель и Че Гевара предполагать, что спустя несколько десятков лет атрибутика с их изображением станет самым ходовым сувенирным товаром в мире? Кто-то не устает злословить, замечая, что "осень патриарха" давно уже прошла. Другие с адским нетерпением ждут того момента, когда кубинские пляжи, как при продажном диктаторе Батисте, снова заполонят американские нувориши, пижонски потягивающие легендарные сигары и за гроши покупающие самых соблазнительных мулаток на свете.
У Фиделя не отнять одного. Мало найдется в мире политиков и государственных деятелей, которые обладали бы такой несгибаемой, упрямой, не побоюсь, нечеловеческой, подчас безумной силой воли, приводившей в смятение и друзей, и противников. Вспоминаются ставшие легендарными слова его верного друга и боевого товарища Че, восхищавшегося Фиделем: "Надо прощать команданте некоторые вещи. Ведь все мы знаем, что он - чокнутый".
Даже его противники признают, что Кастро обладает феноменальной памятью. Помнит, как и людей, с которыми встречался несколько десятилетий назад, так и клички десятков коров, которые принесли наибольшие удои молока на Кубе!
Последний революционер
Его называют "последним революционером в мире", "мессией революции". Гениальный оратор, завораживающий миллионные толпы, Фидель Кастро словно сошел со страниц рассказов Джэка Лондона. Его унижали, травили, предавали, а он, как борец на руках, в последнее мгновение, вытягивался в струнку и побеждал. Пусть не всегда его противник имел имя собственное и конкретные очертания.
Его бросили в тюрьму после неудачного штурма казармы Монкада, а спустя несколько лет Кастро триумфально вошел в Гавану во главе революционной армии. Его многократно пытались убить с помощью ли отравленной сигары или, намереваясь взорвать самолет, на котором он должен был отправиться за границу. Известно о более 40 планировавшихся покушениях на него. С годами информация о покушениях стала такой "рядовой", что Кастро научился "пропускать" ее мимо ушей.
Его предали сестра Хуанита, бежавшая в Соединенные Штаты, дочь Алина, плод любви с Нати Ревуэльта, одной из самых красивых женщин гаванской богемы 1950-х. Алина сбежала с Кубы, используя поддельный испанский паспорт. Выпустила скабрезную книгу о "похождениях отца", заявив, что у того помимо нее еще пять детей, все имена которых начинаются с буквы "а": Алекс, Александр, Алехандро, Антонио, Анхелито. Как написала Алина, все они рождены от женщины по имени Делив Сото - неофициальной жены команданте.
Законнорожденный ребенок у Кастро - один. Фиделито - от брака в 1950-е годы с Хуаной Диас Баларт, дочерью министра правительства диктатора Батисты. Последняя жена Кастро - Селия Санчес, которая была его помощницей в течение многих лет, - в середине 1980-х годов покончила жизнь самоубийством.
Книга Алины Кастро не произвела должного эффекта. На Кубе, где отдаются любви как в последний раз в жизни, а утоление от "невзгод, голода и печали" находят во всепоглощающих занятиях любовью, не секрет, что всю свою жизнь Фидель был очень любвеобильным человеком. Фиделя предали во время распада СССР. Тогдашние деятели попросту забыли о Кубе. Попросту забыли о том, что почти на 80 процентов кубинская экономика была завязана на Советский Союз. Сильные не гнутся. Сильные - ломаются. Сильный духом Фидель не сломался после всей череды потрясений. Не изменил революции. Не изменил своим верным соратникам и друзьям. Кастро оказался "живее всех живых", пережив у власти шесть президентов США и шестерых лидеров СССР и России.
Все, что есть у Кубы
Несколько десятков людей за всю историю человечества могут похвастать тем, что "подчиненная" им страна стала делом их рук, ума и таланта. К сожалению, иногда и кровожадного. К чести Кастро, обладающего необъятной властью в стране, он никогда не давал приказы убивать своих политических противников. "Сделать страну под себя" - это удел избранных из избранных.
Нынешняя Куба - это целиком и полностью плод и детище Фиделя. Выражаясь языком метафор, кубинская революция - это "самая любимая жена любвеобильного Кастро". Противники Кастро любят говорить о том, что "Кубой он обладает как женщиной". Масштабы личности Фиделя Кастро уже давно переросли маленький Остров свободы. Фидель - в переводе с французского означает "верный". Но уверен, что 99 из 100 людей, опрошенных на улице, не колеблясь, ответят, с кем на самом деле сочетается это имя. Иными словами, персона Кастро стала таким гигантским мифом, что на долгие годы само имя Фидель обречено ассоциироваться с фамилией его кубинского владельца.
Беда Кубы в том, что эта страна целиком создана Фиделем Кастро "под Фиделя". Одна цифра говорит лучше об этом, чем десятки абзацев. Оказывается, 70 процентов кубинцев никогда не жили при другом правителе! "Фидель для меня как отец, - признается телекомпании Би-би-си кубинка средних лет. - Он со мной всю мою жизнь. Он и революция - это все, что у меня есть". Под этими словами могут подписаться миллионы кубинцев, несмотря на все западные соблазны и посулы, готовые жить в бедности, но с Фиделем. Они попросту не знают ответа на вопрос, какова может быть жизнь без Фиделя.
Нельзя сказать, что сегодня взгляды кубинской молодежи направлены в сторону Запада. Власти страны закрывают глаза на проституцию, ставшую основой заработка для многих семей. Несмотря на то, что за проституцию на Кубе можно получить 10 лет тюрьмы, образно говоря, "флюиды любви" давно стали визитной карточкой Острова свободы.
Как бы ни старались Соединенные Штаты, модные американские веяния не захлестнут молодого кубинца. Ему по-прежнему милее зажигательная румба, чем заморский рок-н-ролл. На самом деле вопрос в другом. Хорошо знают ли те 70 процентов кубинцев, "никогда не жившие не при Фиделе", о том, какова была жизнь "до Фиделя". И какой будет Куба, когда уйдет Фидель.
Куба до Фиделя, без Фиделя и после Фиделя
Кубинцы - нация увлекающаяся. Сейчас для кубинцев - самое главное, на мой взгляд, устоять перед соблазнами. При правителе Фульхенсио Батисте, завербованном американской мафией еще в 1940-е годы, Куба, как это ни горько признавать, была "большим публичным домом". А сам Батиста получал 50 процентов со всех игорных заведений, открытых американской мафией на острове. В Вашингтоне даже вынашивались серьезные планы присоединения Кубы к США.
Мечтой американцев, имевших собственность и славно кутивших на Острове свободы "до Фиделя", было привезти туда своих детей и внуков. Так сказать, показать "места боевой славы".
Теперь те из них, кто дожил до наших дней, - уже глубокие старики. Но мечта "вдоволь оттянуться на Кубе" не оставляет сердца янки. Многими из них Куба, естественно, не рассматривается как какая-нибудь "сырьевая жила". Для них Остров свободы, это в первую очередь вожделенный туристический рай, где можно получить "33 удовольствия за пригоршню долларов".
Другое дело - мечты вашингтонских политиков, для которых "убрать с дороги Фиделя" - мечта, уже превратившаяся в своеобразный "фетиш десятилетий".
Сам Фидель Кастро, конечно, знает о том, как слаб механизм преемственности его режима. Наверняка прекрасно понимает, что с его уходом появится огромный риск нестабильности и хаоса на Острове свободы. Прекрасно осведомлен о том, что американцы при активном участии богатой, влиятельной и многочисленной кубинской эмиграции уже давным-давно сформировали "теневое правительство" Кубы. Ведь в Вашингтоне администрация Джорджа Буша назначила некоего Калеба Маккарри "временным координатором" по Кубе.
Беда Фиделя в том, что его годы все-таки взяли свое, заставив кровоточить железный организм несгибаемого революционера. Беда в том, что, образно говоря, заслонив своей грудью весь маленький Остров свободы, Фидель не взрастил достойного преемника. Хотя, чего греха таить, фигуры, даже чуть-чуть напоминающей контуры такой глыбы, как "команданте Фидель", там попросту нет. А если есть, то на другом берегу Карибского моря, где живет и властвует его венесуэльский друг Уго Чавес.
Июль 2006 года. В Аргентине проходит саммит организации МЕРКОСУР. Телекамера выхватывает "двух главных лиц". Лицо чересчур энергичного подполковника-революционера Уго Чавеса, взахлеб произносящего очередную антиамериканскую тираду. Следом стареющего и ссутулившегося Фиделя. Кастро внимательно слушает выступление Чавеса и медленно произносит: "Ну что же, Уго, ты выступил так энергично против США, что я могу теперь считаться твоим учеником". Слова слабеющего патриарха тонут в гуле аплодисментов. Годы берут свое. На смену одним революционерам все-таки приходят другие.
Человек из тени
Человек, который вчера принял бразды правления на Кубе, почти полвека находился в тени своего брата. Если обратиться к истории, нетрудно заметить, что Рауль всегда был рядом с Фиделем.
Они оба еще в юности вступили в ряды Коммунистической партии. Оба участвовали в штурме казарм Монкада в городе Сантьяго-де-Куба, а затем коротали дни в тюремном заключении. Оба попали под амнистию и уехали в Мексику, откуда через несколько лет вернулись на родину.
Братья держались сообща и после победы кубинской революции в 1959 году. Едва придя к власти, старший Кастро назначил своего младшего родственника заместителем главы правящего "Движения имени 26 июля", то есть фактически вторым лицом в государстве. "За мной стоит много потенциальных лидеров, более радикальных, чем я", - сказал тогда новый президент страны. Немало специалистов считают, что эти слова относились именно к Раулю.
Но если Фидель для своих соотечественников был и остается лидером, за каждым шагом которого пристально наблюдают и друзья, и враги, и телекамеры, то о личности его брата известно совсем немного. Рауль почти не выступает на публике и редко появляется в прессе. Свое отсутствие в СМИ он объясняет следующим образом: "90 процентов моего времени посвящены Коммунистической партии, а большая часть моей деятельности не носит публичного характера. Поэтому обо мне не пишут журналисты".
Статус Рауля Кастро как преемника Фиделя официально зафиксирован в конституции страны. Необходимость в этом возникла после того, как в 2001 году кубинский лидер упал в обморок во время многочасового выступления в небольшом городке неподалеку от Гаваны.
Мысль о том, что будет с Кубой после ухода Кастро, настолько взволновала народ, что Фидель поспешил объявить имя будущего преемника. Как и ожидалось, им стал его младший брат Рауль.
До вчерашнего дня он занимал сразу несколько государственных постов - министра Революционных вооруженных сил, вице-президента совета министров и второго секретаря Коммунистической партии Кубы. Те, кто знает Рауля лично, говорят о нем как о строгом и энергичном прагматике.
Отец четверых детей, он с 1959 года женат на Вильме Эспин, одной из активисток партизанского движения. Она по сей день участвует в политической жизни страны. В отличие от своего мужа Вильма не только не избегает появляться на публике, но и делает это заметно чаще официальной первой леди.
Брат кубинского лидера моложе его лишь на пять лет - в начале июня Раулю исполнилось 75. Преклонный возраст - это лишь одна из причин, позволяющих скептикам сомневаться в его способности сохранить власть. Противники приписывают преемнику "железного Фиделя" и другую слабость: он якобы испытывает чрезмерное пристрастие к алкоголю.
Но пока очевидно лишь одно: Рауля нельзя назвать столь же харизматичной фигурой, какой является его старший брат. С этим согласны абсолютно все. Куба без Фиделя будет совсем другой.
Дарья Юрьева, Максим Макарычев
|