Кто держит оружейный рынок |
| 2006-08-29 19:51:44 Глава Пентагона во время встречи с Сергеем Ивановым в Фэрбанксе заявил о том, что его ведомство непричастно к скандальным санкциям в отношении российских компаний, продающих оружие.
Дональд Рамсфелд сказал о возможности пересмотра санкций в отношении "Сухого" и "Рособоронэкспорта" и сделал акцент на том, что их ввел госдепартамент на основании своего собственного расследования. "Мы можем вернуться к этому вопросу, - пообещал глава Пентагона. - И выяснить, какие факты есть у госдепартамента".
Напомним: месяц назад Госдепартамент США объявил о том, что семь фирм из четырех стран причастны к поставкам в Иран оборудования и технологий, которые потенциально помогли иранцам облегчить разработку оружия массового уничтожения, крылатых или баллистических ракет.
Нынешнее заявление министра обороны США можно понимать и так: американская военная разведка не располагает данными, подтверждающими сведения советников Кондолизы Райс.
Будут ли после этих слов отменены санкции США против "Сухого" и "Рособоронэкспорта"? Говорить об этом преждевременно, но прогресс налицо. Уже то, что Пентагон публично дистанцировался от госдепартамента США, внушает оптимизм.
Кондолиза Райс в качестве главы ведомства - инициатора санкций, не объяснила, что же именно такого запретного наши "Рособоронэкспорт" и "Сухой" поставили в Иран. Тогда это дало основание целому ряду российских экспертов утверждать, что санкции - не что иное, как проявление недобросовестной конкуренции и наказание за сотрудничество с неугодными США странами. В частности, с Венесуэлой.
Заместитель гендиректора "Сухого" Вадим Разумовский заявил о том, что за последние семь-восемь лет его компания не поставила Ирану даже гайки. А глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов подчеркнул, что "сотрудничество с Ираном ограничивается поставками исключительно оружия оборонительного характера".
"Сухой" поставлял Ирану оружие еще в прошлом веке: в начале 90-х годов была продана партия нестратегических бомбардировщиков Су-24. Из самых известных контрактов "Рособоронэкспорта" с Ираном - поставка 30 комплексов ПВО "Тор-М1" в течение 2006-2008 годов.
Гипотетически зенитной ракетой, конечно, можно выстрелить и по наземной цели. Но проблема в том, что ракета от "Тора" летает всего на дальность до 12 километров, а вес ее боеголовки составляет менее 15 кг. И этот комплекс даже теоретически не может быть использован в качестве оружия ядерной агрессии.
Санкции против российской оборонки введены на срок с 2006 по 2008 год. А теперь сравните этот факт с предполагаемыми сроками поставок "Торов". Ориентировочно "Торы" в иранском контракте принесут российской казне миллиард долларов. И это при том, что за прошлый год Россия продала оружия примерно на шесть миллиардов.
Сколько продает оружия Америка? Вдвое больше нашего. По оценкам экспертов американского Конгресса, в 2005 году США наторговали на 12,3 миллиарда долларов, что составляет 33 процента всего оружейного рынка. Но тенденция для американцев отрицательная: в предшествующие годы их доля на мировом рынке составляла от 40 до 50 процентов рынка.
Но есть один нюанс. Ряд ведущих мировых исследовательских институтов предпочитает оперировать не абсолютными цифрами, а использует категорию "объективная военная ценность" экспортируемой боевой техники. И по этому показателю Россия с прошлого года вышла на первое место в мире, отодвинув США. В частности, первое место в мире нашей стране "присудил" Стокгольмский международный институт проблем мира.
На "Сухом" пока воздерживаются от комментариев возможной отмены санкций. Но источник в компании подтвердил неизменность позиции руководства: ни болта, ни гайки Ирану с заводов "Сухого" не было поставлено. А следовательно, обещание министра обороны США Дональда Рамсфелда вернуться к вопросу о целесообразности введения санкций - это ни что иное, считает источник, как первый шаг к их отмене.
|