2006-09-27 17:45:26 Строили-строили, но так и не построили. Таков итог более чем 10-летнего процесса создания Союзного государства России и Белоруссии. Но вчера вялотекущий процесс строительства неожиданно для белорусских союзников перешел в иную фазу.
Пока Россия не могла определить свои приоритеты в отношении Белоруссии, Минск пользовался выгодами этого положения. Подобная неопределенность позволяла получать безвозмездные кредиты, дешевый газ и торговые преференции. Но чем дальше, тем яснее, видимо, становилось, что Минск надо подтолкнуть к решительным действиям и более глубокой интеграции. И хотя президент Белоруссии не устает говорить, что "Союз - это реальность", решительных шагов вслед за ним теперь предпочитает не делать и Россия, ограничиваясь декларативными заявлениями.
Вчера приехавшим на заседание Совета Министров Союзного государства белорусам пришлось приложить немало усилий, чтобы сдвинуть газовый вопрос с мертвой точки. Поскольку перед началом встречи российский премьер Михаил Фрадков предложил отделить "союзные" вопросы от двусторонних проблем, переговоры в широком составе двух делегаций серьезно затянулись. Ведь союзникам было что обсуждать.
В присутствии двух премьеров, министров финансов и глав "Газпрома" и "Белтрансгаза" решался, пожалуй, самый главный - газовый вопрос. Как оказалось, белорусский премьер Сергей Сидорский не изменил позиции и рассчитывает сохранить цены на газ на российском уровне при условии создания СП "Белтрансгаза" и "Газпрома" в текущем году. Он по-прежнему уверен, "что цены должны быть выравнены с Российской Федерацией при условии роста цен в рамках Энергетической программы России".
- Мы остаемся на прежней позиции: цена должна исходить из Союзного договора, - использовал козырь Сидорский, позабыв о том, что по этому же договору должна была сделать Белоруссия. На самом же деле по условиям подписанного в 2002 году соглашения, "в котором четко прописано, что если "Белтрансгаз" создает с "Газпромом" СП, то российская компания гарантирует Белоруссии поставки газа по цене пятого ценового пояса России - на уровне Смоленской области".
Но совместного предприятия тоже нет. "Союзники" разошлись в оценках. Россия и Белоруссия по-разному видят стоимость этого предприятия. Очевидно, что процесс затянулся, и из-за этого не подписывается газовый контракт. Хотя Белоруссия не отказывается от идеи создать совместное газотранспортное предприятие с "Газпромом" на базе "Белтрансгаза", обещания уже не проходят. На предстоящей неделе трехсторонняя группа из представителей Белоруссии, ОАО "Газпром" и банка ABN Amro начнет переговоры, которые уже вошли в практическую фазу.
- Надо обсчитать и к ноябрю закончить, - заметил Сидорский. Однако остается не так много времени, чтобы договориться, напомнил Фрадков. "Какими бы сложными ни были переговоры, надо найти решение", - миролюбиво заметил российский премьер. Но ситуация явно накалилась. "Если вопрос не решится, то вы опять возьметесь за вентиль?" - раздался вопрос белорусского журналиста.
- Я должен один ответить на этот вопрос? - спросил Фрадков. - Газовый вопрос - вопрос двух сторон. Мы не сторонники затягивания процесса, и не только потому, что вентиль находится в наших руках. Вопрос цены газа, тарифов на транзит и оценки газотранспортной системы - это комплекс вопросов, являющийся предметом рассмотрения и обсуждения между хозяйствующими субъектами.
Фрадков подчеркнул, что этот вопрос находится в поле зрения руководителей правительств, ситуация отслеживается президентами двух стран, которые ожидают разрешения вопроса к концу года. Сидорскому не осталось ничего, как поддержать своего российского коллегу.
Напомним, Беларусь покупает сейчас российский газ по 46,68 доллара за 1 тыс. куб. м. Среднегодовая цена на российский газ для стран Европы составляет 180-200 долларов за 1 тыс. куб. м. Разница очевидна точно так же, как и цена вопроса.
"Цена 200 долларов за 1 тыс. куб. м газа для Белоруссии, о которой заявляют в "Газпроме", не имеет ни экономического, ни политического обоснования", - считают в белорусском правительстве. Хотя, как убеждал глава этой страны Александр Лукашенко, Беларусь не против роста цен на российский газ. Но не намерена покупать его дороже, чем Германия. Это, по словам Лукашенко, заложено в договоре о Союзном государстве. "Россия продает нам нефть дороже, чем Украине, а цены на газ предложены выше, чем Германии. Мы никогда не будем покупать газ дороже, чем Германия. Еще те люди не умерли, которые в одних окопах с россиянами гибли".
Но, несмотря на столь жесткие публичные высказывания белорусов, в российском правительстве считают, что у Минска уже есть определенный сдвиг в понимании: ожидать льготных цен на газ в условиях коммерческих отношений нельзя.
- Это рынок, - заметил на аргументы белорусской стороны Фрадков, явно намекая на обещанную глубокую интеграцию, введение единого рубля и другие союзнические планы, которые так и остались нереализованными. Так, к примеру, соглашение о союзной собственности, оцениваемой в 4,5 миллиарда рублей, до сих пор не ратифицировано белорусским парламентом.
- Этот документ будет рассмотрен в осеннюю сессию, - тут же вставил Сидорский.
- Ряд проектов подвешен из-за того, что вопросы о собственности не урегулированы, - зло сказал Фрадков.
- Российской стороной не проведены государственные процедуры по пакету документов по обеспечению равных прав граждан, в связи с чем реализация этих документов необоснованно затягивается, - в отместку напомнил Сидорский.
В общем, пикировка двух премьеров не прекращалась, зато будущее Союзного государства, пусть и странное, прояснялось с каждой минутой.
Как оказалось, Сидорский приехал предъявить немало претензий. Глава белорусского правительства, помимо того, что, забыл о собственном промедлении, попросил российского коллегу ускорить процесс ратификации союзных договоренностей и предложил усилить контроль над исполнением союзных соглашений. Кроме того, в довольно жесткой манере констатировал, что "не удалось ускорить процесс подготовки проекта бюджета Союзного государства, и он будет готов только в 2007 году". А когда уж речь зашла об ограничении доступа российских товаров на белорусский рынок, в частности, сельскохозяйственной техники, поставки которой запрещены внутренним белорусским законом, тут Сидорский и вовсе взорвался: "У нас состоялся конструктивный разговор по этой теме. Мы намерены обеспечить равный подход: никаких барьеров".
- Мы не должны создавать искусственные барьеры, - вдруг заметил Фрадков в своей провокационной манере. - Очень важно было услышать, что белорусские коллеги не собираются делать это специально, а если это попадает в какие-то нормативные акты, то белорусское правительство будет принимать соответствующие решения.
Тема настолько задела Сидорского, что он пошел дальше, предложив проверить всех посредников, поставляющих российскую технику. "Если ты дилер - открывай филиал в Белоруссии, а не сиди в ванной и не считай деньги", - грозно сказал он.
- Рынок есть рынок, - еще раз напомнил Фрадков, осторожно заметив, что власти двух стран в этой сфере должны действовать "без перегибов".
|