2006-10-06 18:39:25 Российского премьера Михаила Фрадкова Греция встретила солнцем, манифестациями и хорошими новостями: "союзники" по проекту строительства нефтепровода Бургас-Александруполис-Болгария и Греция - согласились отдать России 51-процентную долю и снизить на 1 миллион российский долг.
В перекрытом центре Афин учителя, получающие в среднем около 900 долларов, требовали повышения зарплаты. Но греческому руководству, как в таких случаях и российскому, было явно не до этого: президент страны Каролос Папульяс приветствовал, как он сказал, друга Фрадкова во дворце.
За последние две недели премьер-министр Михаил Фрадков уже как минимум во второй раз отправился в зарубежный вояж с твердым намерением отдать деньги. В первый раз была Куба, теперь - Греция. Отличие только в том, что кубинским товарищам российский премьер дал в долг, а греческим партнерам, наоборот, отдал долг.
Правда, речь идет о небольшой сумме. Бывший СССР и соответственно Россия задолжали Греции 12 миллионов долларов. Основная часть долга (10 миллионов) образовалась в результате неурегулированных банковских расчетов между Национальным банком Греции и Внешэкономбанком России. Остальная задолженность (2 миллиона) появилась в рамках соглашения между СССР и Грецией о пенсионном обеспечении греческих эмигрантов - репатриантов из СССР. Благодаря вчерашним переговорам России удалось снизить долг на один миллион долларов и довести его до 11 миллионов. Возврат долга придется Греции как нельзя кстати. К концу первого полугодия, по оценке греческого минфина, долг правительства Греции перед другими странами вырос до 224,8 млрд. евро.
Но долговой вопрос, очевидно, не самый главный для Фрадкова. Не затем второй раз за последние два месяца в Грецию приезжают российские лидеры. Да и недаром Владимир Путин в сентябре между Сочи и ЮАР сделал остановку в Афинах. И у президента, и у премьера совершенно определенная цель - подтолкнуть строительство замороженного в течение 13 лет проекта строительства 300-километрового трубопровода из черноморского порта Бургас в греческий Александруполис. За прошедшие годы удалось выполнить только проектные согласования нефтепровода, который обещал стать едва ли не самым экологичным из уже построенных.
За 50 минут сентябрьской встречи в греческой столице президентов России, Болгарии и Греции, как считают главы трех государств, удалось преодолеть 13-летнее отставание. Собственно, самый первый тезис звучал уже не предупреждающе, а скорее угрожающе: "Сейчас или никогда, так как при таком дальнейшем отставании речь уже может идти о фатальных последствиях". Но в этом проекте больше вопросов, чем ответов. До вчерашнего дня "союзники" настаивали и категорически не желали расставаться с идеей разделения проекта на равные доли, то есть по 33 процента на страну. Россия предлагала разделить доли согласно вложенным инвестициям - 51 процент должен отойти нашей стране.
Вчера сопротивление было сломлено. Контрольный пакет достается России, а оставшиеся
49 процентов будут делить все остальные участники.
Однако распределение долей ведется фактически в отсутствие гарантированных объемов поставок нефти из-за существенного сокращения пула компаний, готовых поучаствовать в проекте. Из шести российских компаний, которые 13 лет назад интересовались этим проектом, остались лишь три самых стойких - "Роснефть", "Транснефть" и "Газпромнефть". Кстати, их представители прилетели с премьером и в этот раз, несмотря на то, что никаких публичных обсуждений и подписания соглашений не планировалось. Что же касается других участников, то, к примеру, американская нефтегазовая корпорация Chevron недавно фактически отказалась от участия в проекте.
Но несмотря ни на что, предполагается, что договор о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис все же будет подписан до конца этого года. Во всяком случае, Фрадков не отступал от уже озвученной российской позиции, убеждая, что участие в проекте повысит не только статус партнеров, но и степень их причастности к решению общеевропейских энергетических проблем. Одно дело обсуждать их, другое - иметь на своей территории объекты инфраструктуры, энергетические хранилища, терминалы, иметь возможность получать налоги, реально влиять на европейскую энергетическую политику. "Мы предлагаем это сделать", - заметил Фрадков.
В общем, подтолкнув слегка союзников по проекту, Фрадков вернулся к своим непосредственным обязанностям и обсудил проблемы российско-греческого товарооборота. Не то чтобы он особо беспокоил, но как-то оценивают его по-разному. К примеру, по нашей оценке, за 2005 год товарооборот составил 2,1 миллиарда, а по греческим - 4 миллиарда. И хотя за первое полугодие товарооборот увеличился на 13 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года (1,3 миллиарда долларов), обе стороны не устраивает его структура. Чтобы изменить ситуацию, российские чиновники привезли конкретные проекты. К примеру, самолет-амфибию Бе-200 и предложения по расширению военно-технического сотрудничества.
Упомянутые персоналии
|