2006-10-25 19:54:02 В Европе активно обсуждаются перспективы экономического развития в свете роста цен на энергоносители. Беларусь в этом смысле не исключение. Кого-то больше волнует, как отразится грядущее подорожание российского природного газа на темпах прироста ВВП и конкуренции местной продукции, кого-то - на коммунальных платежах. Начинающийся отопительный сезон еще больше актуализирует дискуссию. Она имеет множество экономических и политических аспектов и, похоже, еще далека от завершения. Но те, кто отвечает за практическую энергетику, уже предпринимают конкретные шаги для решения энергетической проблемы в Беларуси. Каковы главные направления этой работы?
Недавно на страницах "СОЮЗа" мы уже рассказывали, что в Гродно на заводе по производству химических волокон установили высокоэффективные импортные энергогенераторы. В результате доля энергоресурсов в себестоимости продукции сократилась примерно в 2,5 раза. А по соседству, в ОАО "Гродно Азот", предполагают ввести в строй установку по производству биодизельного топлива из рапсового масла и метанола. Первые пробные партии альтернативного моторного топлива уже получены, проектная же мощность оборудования - 2 тысячи тонн продукции в год. Относительно немного, но ведь это только начало. Намного масштабнее идет переоснащение объектов большой энергетики. В итоге значительно сократится потребление природного газа, нефтепродуктов, что позволит Беларуси в целом стабилизировать закупки этих природных энергоносителей за рубежом.
Повышение цен на нефть и газ заставляет по-новому посмотреть и на те виды топлива, которые издавна использовались в Беларуси, но в какой-то момент показались недостаточно современными, что ли. Речь в первую очередь о торфе. После войны на него приходилось две трети используемых энергоресурсов. Возвращаться к этому показателю, разумеется, никто не стремится, но достичь 7-процентного уровня, как в Финляндии, было бы неплохо. Благо, даже разведанных запасов торфа хватит минимум на 80 лет интенсивной разработки. В числе первоочередных шагов - освоение производства кускового торфа по финской технологии, чтобы питать промышленную ТЭЦ, увеличение добычи торфа с 2,6 миллиона тонн в этом году до 3,3 миллиона в 2010-м. Конечно, такое топливо особенно выгодно для отопления сельского жилья и тому подобных относительно небольших объектов. В одном ряду с ним стоит и нетоварная древесина, отходы обработки дерева, которых в Беларуси также много: треть страны покрыта лесами.
Да и недра хранят немало ценного. О том, что в них есть залежи бурого угля, известно достаточно давно. Однако пока цены на нефть и газ были щадящие, добывать его казалось слишком дорого. Сейчас баланс затрат практически уравнялся. И геологоразведочные работы в Беларуси обрели второе дыхание. Недавно специалисты подтвердили целесообразность добычи бурого угля в южных районах страны.
Пришлось геологам ревизовать и предполагаемые запасы нефти в недрах. Напомним, в советские времена Беларусь вливала в трубопровод "Дружба", по которому перекачивались ценнейшие углеводороды странам бывшего соцлагеря, до 7-8 миллионов тонн этого сырья в год. С тех пор ее запасы существенно истощились, добыча нефти постоянно падает и составляет сейчас около 1,8 миллиона тонн в год. Тем не менее промышленные запасы жидкого топлива в недрах Беларуси оцениваются примерно в 60 миллионов тонн. Другое дело, брать их все труднее, поскольку приходится бурить все более глубокие скважины, осваивать все более мелкие нефтяные "линзы". Однако геологи продолжают поиски новых нефтеносных провинций, и им, похоже, это удается.
Беларуси собственных энергоносителей даже при самой интенсивной их добыче не хватит для эффективной работы экономики и социального сектора. Конечно, речь идет о России. С ней Беларусь связывают планы обеспечения предприятий и граждан природным газом и нефтью. Это видно и по прогнозу топливно-энергетического баланса на следующий год, который белорусские специалисты передали для рассмотрения российским коллегам. Хотя цена "голубого топлива" для Беларуси еще не определена (а нефть белорусы давно уже покупают на рыночных условиях), совершенно очевидно, что снизить потребление этих видов энергоносителей практически невозможно. Ведь экономика страны должна прирасти в 2007 году примерно на 9 процентов. Поэтому Беларусь предложила России внести в топливно-энергетический баланс Союзного государства примерно те же показатели поставки газа и нефти, которые были и в нынешнем году: соответственно 21 миллиард кубометров и 20 миллионов тонн. Фактически это будет свидетельствовать о повышении эффективности использования энергоносителей, как это отмечалось и в предыдущие годы. А к 2010 году Беларусь хотела бы приобретать в России уже 25 миллиардов кубометров газа и 25 миллионов тонн нефти. Эти цифры соответствуют прогнозам роста белорусской экономики.
Впрочем, появились в стратегии энергетического сотрудничества и существенные нюансы. Многие помнят, что при СССР белорусские специалисты активно участвовали в разработке сибирских месторождений нефти и газа. И до сих пор там находятся построенные белорусами благоустроенные поселки и города, население которых во многом состоит из бывших жителей Беларуси. Почему бы не использовать этот опыт в новых условиях? Сейчас белорусские специалисты изучают возможность освоения на условиях концессии двух нефтяных месторождений в Томской области. Их общая "емкость" - около 30 миллионов тонн. Чтобы ориентировочно определить их рыночную стоимость, надо оценить качество нефти, условия ее добычи и транспортировки. И, конечно, заключить соответствующее соглашение. При благоприятном раскладе Беларусь могла бы добывать в Сибири до 2 миллионов тонн нефти в год.
- Мы готовы всячески способствовать, чтобы белорусские нефтяники попали на месторождения и работали, - заявил на днях посол России в Беларуси Александр Суриков. - Мы можем помочь, но на тендерных условиях.
Несмотря на такие условия, в концерне "Белнефтехим" дали понять, что не намерены отказываться от планов освоения сибирских нефтяных месторождений. Более того, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский поручил по такому же принципу проработать возможность участия белорусских предприятий в добыче в России природного газа.
Очевидно, проблемы с определением цены для Беларуси российского природного газа в 2007-м и последующих годах, возникшие недавно некоторые затруднения в поставках нефти, в определенной мере осложняют отношения наших стран. В связи с этим глава российской Счетной палаты Сергей Степашин, будучи недавно в Минске, справедливо отметил: актуальные для Беларуси газовые и нефтяные вопросы могут быть сняты после того, как будет принят Конституционный акт Союзного государства. С этим трудно не согласиться. Однако сроки проведения соответствующего референдума до сих пор не определены. Да и в любом случае ископаемые углеводороды рано или поздно закончатся. Поэтому помимо усиления интеграционных процессов кардинальное решение для Беларуси энергетической проблемы видится в обретении собственного неисчерпаемого источника электричества и тепла - атомной электростанции. Пойти на это народу, жестоко пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, непросто. Однако и ситуация сейчас не та, что была 20 лет назад. Неизмеримо возрос уровень безопасности ядерной техники и контроля за ней.
Так что одобрение Правительством Беларуси рабочего плана строительства АЭС принято в обществе с пониманием. Предполагается, что она разместится в Могилевской области. При мощности в 2000 мегаватт ее стоимость составит от 2,2 до 2,6 миллиарда долларов, а строительство может занять до 10 лет. Ожидается, уже в следующем году начнется проектирование объекта, а в 2008 году - общестроительные работы. По прогнозам, уже в 2020 году станция обеспечит около 20 процентов всех потребностей в топливе и энергии, а доля природного газа снизится с нынешних 80 с лишним до 50-55 процентов. В дальнейшем эта пропорция станет еще более выгодной для Беларуси.
Однако и при реализации этого проекта без России, очевидно, не обойтись. Предполагается, что новая АЭС будет оснащена самыми безопасными на сегодняшний день водо-водяными реакторами. Они установлены и на российских АЭС. Тем не менее свои услуги Беларуси уже предложили Франция, а также "Росэнергоатом". "Россия готова участвовать в тендере на строительство АЭС в Беларуси и уже направила свои предложения", - заявил недавно Александр Суриков.
Как видим, какими бы путями ни развивалась белорусская энергетика, она теснейшим образом переплетается с российской.
|