2006-11-29 15:01:01 "Не очень-то приятно ехать в логово врага, в натовское логово", - сказала дама, которая садилась вместе со мной в поезд Москва-Рига, который отправлялся в столицу Латвии, где в эти дни проходит саммит НАТО.
Действительно, на этом саммите были выдвинуты ряд инициатив, которые бумерангом ударят по стратегическим интересам Москвы в области энергетики и на пространстве СНГ. С самым жестким заявлением выступили представители США.
Председатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-республиканец Ричард Лугар призвал НАТО ответить на "энергетический" удар России и Ирана. Лугар предложил считать энергетическое нападение на любого из членов военного блока вызовом всему НАТО и приравнять энергетические войны к вооруженному нападению.
"Использование энергетики в качестве оружия это не теоретическая угроза будущего - это уже происходит. Отключение Россией поставок энергии Украине продемонстрировало соблазн использовать энергию для достижения политических целей", - пояснил Лугар. По его словам, НАТО обязана определить, на какие шаги она готова пойти в случае, если Польша, Германия, Венгрия или Латвия подвергнутся такой же угрозе, как и Украина. "Мы должны распространить на сферу энергетики действие "пятой главы" устава НАТО, в которой говорится о том, что нападение на одного из членов альянса считается нападением на весь военный блок", - заключил сенатор. Инициатива американской делегации заключается не в том, чтобы военными методами ответить на возможное энергетическое эмбарго со стороны России. А в том, чтобы разработать стратегию, включающую энергетические поставки для жертв отключения энергии.
При этом возможно даже проведение специальных учений по оказанию помощи в случае энергетической блокады.
А также начало регулярных консультаций на высоком уровне по энергетической безопасности между НАТО и Россией.
Вторым ударом для Москвы станет 2008 год. Тогда на следующем саммите НАТО в альянс пригласят Украину и Грузию. На нынешней встрече в Риге генсек альянса Яап де Хооп Схеффер заявил о необходимость интенсифицированного диалога с Киевом и Тбилиси с тем, чтобы помочь этим странам провести все необходимые реформы.
Саммит НАТО в Риге стал одним из самых коротких в ее истории. Начавшись во вторник, он завершится в среду в полдень. Вопреки установившейся с 1990-х годов традиции за его рамками не было совещаний с государствами-партнерами: Совета евроатлантического партнерства, Совета Россия-НАТО, комиссии Украина-НАТО. В этой связи в штаб-квартире НАТО его окрестили "саммитом-интравертом", "встречей в кругу семьи без кузенов".
Для старых стран-членов альянса главной темой рижского саммита стала операция в Афганистане, где под флагами НАТО пытаются установить стабильность более 32 тысяч солдат и офицеров. Хотя все страны-члены направили свои войска для проведения операции в Афганистане, мало кто развернул их на неспокойном юге страны, где подразделения международного контингента подвергаются активным нападениям.
Глава НАТО Яап де Хооп Схеффер и президент США стараются всеми силами перекрыть лазейки, дающие возможность некоторым членам альянса - Франции, Германии, Италии и Испании - не участвовать в военной операции. "Сложилась странная ситуация. Одни солдаты проливают в Афганистане кровь, другие пьют пиво" - так внутринатовский конфликт прокомментировал корреспонденту "РГ" один из участников саммита в Риге.
Отчасти решить эту проблему может объявленная на саммите программа "Глобального партнерства" с Австралией, Республикой Корея, Финляндией, Швецией и Японией. Она поможет этим странам участвовать в приятии решений НАТО. А США смогут активнее приглашать эти государства для участия в военных операциях в Афганистане и Ираке.
Вторая по важности миссия - в Косово. Речь пойдет о взаимодействии натовских военных, о справедливом распределении военного бремени, о финансировании этих и других возможных операций. С этим напрямую связана и другая приоритетная тема повестки дня: в каком направлении будет трансформироваться альянс - становиться глобальным жандармом, как призывают американцы, или оставаться региональной организацией безопасности, как его видят большинство европейцев.
|