2006-12-04 12:32:30 Закон сохранения энергии, по-видимому, распространяется и на авторитарные режимы. По иронии судьбы неотвратимо приближающаяся в связи с болезнью Фиделя Кастро гибель кубинского политического строя совпала с рождением в Венесуэле собственной диктатуры с военно-социалистическим уклоном.
В воскресенье в этой стране прошли президентские выборы. Мало кто сомневается, что их победителем будет объявлен самый одиозный на сегодня латиноамериканский лидер - действующий глава государства Уго Чавес. Причем его третий срок может растянуться не на шесть лет, предусмотренных национальным законодательством, а на долгие десятилетия.
За годы правления Чавес сумел внедрить своих соратников во все мало-мальски значимые государственные структуры. Избирательный совет (аналог Центризбиркома), верховный суд, налоговая инспекция и генеральная прокуратура - каждое из этих учреждений так или иначе контролируют ставленники венесуэльского президента.
В законодательных органах власти складывается аналогичная ситуация. В 2004 году в результате регионального голосования "чависты" - соратники и единомышленники главы государства - получили 22 из 24 губернаторских постов. А решение оппозиции бойкотировать парламентские выборы 2005 года привело к тому, что весь состав венесуэльского конгресса был сформирован из представителей правящей партии.
Чавес "позаботился" и о четвертой власти. Его закон о средствах массой информации, одобренный в 2005 году новым парламентом, позволяет президенту полностью контролировать деятельность частных изданий и телеканалов. А крупнейшая государственная нефтяная компания "Петролеос де Венесуэла" служит казне бесперебойным источником доходов.
"Решись на перемены", - под таким лозунгом проводил свою предвыборную кампанию главный оппонент Чавеса на этих президентских выборах, единый кандидат от оппозиции Мануэль Росалес. Бывший университетский преподаватель и действующий губернатор Сулии - одного из самых густонаселенных штатов - предлагает избирателям проголосовать за смену политического курса и возрождение либерально-демократических ценностей.
Однако в сложившихся условиях его поражение выглядит предрешенным. Лишь чрезвычайное происшествие мирового масштаба или вмешательство сверхъестественных сил могут помешать Чавесу занять президентский пост еще как минимум на шесть лет.
Как минимум - ведь действующий венесуэльский лидер открыто заявляет, что в случае своей победы он намерен принять закон, который позволит главе государства быть избранным на неограниченный срок. Правда, ради такой цели придется внести изменения в конституцию. Но для Чавеса, имеющего абсолютный контроль над парламентом, это вряд ли станет существенной преградой.
"Я ни от кого не скрываю своих намерений и заявляю о необходимости принятия таких поправок к основному закону. Я не понимаю, почему это вызывает столь негативную реакцию в мире. В Великобритании, например, подобное положение существует", - негодовал президент Венесуэлы, услышав от иностранных журналистов критику в адрес своей инициативы.
Государственный строй, который Чавес претворяет в жизнь в Венесуэле, он называет "моделью социалистической революции". Часть доходов от продажи нефти правительство распределяет в виде пособий среди самых бедных слоев населения. Регулярные выплаты малоимущим, правда, являются единственным козырем социальной политики, которая не предусматривает медицинских или образовательных программ, не говоря уже о развитии производства или привлечении инвестиций.
Львиная доля государственных доходов идет на помощь внешнеполитическим союзникам, в частности, на поддержку кубинского и боливийского режимов. Чавеса неоднократно обвиняли во вмешательстве во внутренние дела других государств путем финансирования избирательных кампаний близких по идеологии латиноамериканских политиков.
Другой важной статьей расходов правительства стала в этом году покупка оружия за рубежом. Сделки, которые Каракас заключил с оборонными предприятиями России и Испании, оцениваются в общей сложности в 5 миллиардов долларов.
Между тем
Доведенный до абсурда антиамериканизм Чавеса стал причиной того, что Венесуэле все чаще приходится искать поддержки у тоталитарных милитаристских режимов, вроде Северной Кореи или Ирана. От перспективы оказаться в изоляции Каракас пока спасают лишь высокие мировые цены на нефть. В противном случае Венесуэле давно пришлось бы разделить участь Кубы, которая уже несколько десятилетий страдает от экономического эмбарго США.
|