На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Музыка нашей Родины. Столетию Александра Цфасмана посвящается

2006-12-07 21:58:23

Александр Цфасман

14 декабря 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения национальной гордости России Александра Наумовича Цфасмана.

Цфасман – личность в советском  джазе яркая и легендарная. Пианист, композитор, аранжировщик, дирижер, руководитель оркестра. А еще – публицист и общественный деятель. Цфасман – единственный русский джазмен, чья подпись стоит под учредительным протоколом Европейской джазовой федерации.

Он до конца своих дней много делал, многое открыл в любимом жанре. И почти ко всему сделанному можно добавить «впервые». Двадцатилетний Цфасман организовал в 1927 году первый в Москве профессиональный джазовый оркестр «АМА-джаз». Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал ее на грампластинку. Это была популярнейшая «Аллилуйя». Он впервые озвучивал кинофильмы и участвовал в первой джазовой передаче. Наконец, Цфасман стал первым у нас в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование.

А в тринадцать лет он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Листа! Вчитайтесь – в 1919 (!) году, будучи учащимся Нижегородского музыкального техникума.

Выпускник одного из основоположников русской пианистической школы профессора Московской Консерватории, пианиста, дирижера, композитора и непревзойденного педагога Феликса Михайловича Блуменфельда (а все мы помним его других великих учеников – Владимира Горовица, Марию Гринберг, Александра Гаука), он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм – брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом – действовал и действует на слушателей, захватывая дух.

Сейчас такое становление джазового музыканта уже никого не удивит, но тогда, в 20–30-е годы, подобный путь в джазе был почти единичным. Можно вспомнить, пожалуй, только А.В.Варламова, alma mater которого стала знаменитая Гнесинка. Его столетие скромно было отмечено пару лет назад.

Теперь мы широко отмечаем еще одно 100-летие российского джазового музыканта! и как ни удивительно и печально: это –… второй юбилей Маэстро… спустя 50 лет.

А ведь наследие Цфасмана не утратило значения по сей день. Его музыка звучит так же свежо, как и 40 … 60 и 70 лет назад

До сих пор и на все времена любимы жизнерадостные «Неудачное свидание», «Звуки джаза», «Хорошо», щемящее «Мне бесконечно жаль»,..«Утомленное солнце» Ежи Петербургского, впервые сыгранное им, стало символом довоенного времени; «Три Вальса», «Сядь со мною рядом», «Грустить не надо», знаменитое Интермеццо для кларнета, посвященное Бенни Гудмену (день памяти, которого мир вспомнил в этом году и кто со своим оркестром, благодаря Цфасману в том числе, совершил триумфальную гастроль в Советском Союзе в 1962 году) и многие-многие другие…

Это имя в нашем сознании стоит рядом с именами Дунаевского, Блантера, Богословского и других классиков советской песни. Однако, песни – лишь верхушка этого айсберга. Александр Цфасман – автор фортепианных концертов, музыки к драматическим и кукольным спектаклям, кинофильмам, инструментальной музыки, балетных сюит. И не будем забывать Цфасмана-дирижера. А, кстати, знаете ли Вы, что именно Цфасман аккомпанировал Марку Бернесу на записи «Темной ночи»? и не только!!

С сентября 1939 по июнь 1946 стоял он на посту руководителя джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. Самые яркие годы оркестра, самые героические его годы. На фронтах и из эфира он призывал к борьбе, напоминал о Доме, – был частью нас, нашей Родины, ее духовным оружием.

К ценнейшему опыту Цфасмана и руководимого им оркестра ВРК до сих пор обращаются последующие поколения музыкантов. Оркестр был центром и академией джазовой культуры, вершиной советского джаза тех лет.

В разное время с оркестром выступали известные певцы – Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Ефрем Флакс, Иван Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ружена Сикора, Марк Бернес

Здесь начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков. Звезда известнейшего ударника, обаятельного и артистичного Лаци Олаха взошла и сияла именно в оркестре Цфасмана.

Александр Наумович был примером во всем: в отношении к Делу, к коллегам, в преданности Джазу, о скромности его знали все…и помнили все и о дисциплине и требовательности, даже во внешнем облике стремились походить на него, всегда подтянутого и элегантного.

Продолжим «впервые» – в 1945 году впервые в СССР в Большом Зале московской Консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина, когда за роялем солировал именно Цфасман. А сколько потом она была им сыграна именно в Колонном зале! А дирижеры-то какие! – Николай Голованов, Натан Рахлин, Николай Аносов… Именно здесь Александр Наумович праздновал свое 50-летие и 40-летие творческой деятельности. Тот концерт 1956 года запомнился многочисленным поклонникам на всю жизнь, потому что была выпущена пластинка, разошедшаяся огромным тиражом и ставшая одной из его последних записей….

Колонный зал - это единственная концертная сцена столицы, которая помнит величие и Цфасмана, и Клавдии Ивановны Шульженко, любимейшей песней и шедевром которой стала именно «Три вальса» Цфасмана и 100-летие которой также отмечали мы недавно, Оркестра Госджаза СССР, 70-летие которого отмечается также в эти дни…

В последнее время мы встречаемся с новым для нас жанром, когда со сцены звучит музыка, которая казалась ушедшей навсегда. Уже «воскресли» джаз-оркестр Эдди Рознера, Теа-джаз Леонида Утесова, джаз-банда Валентина Парнаха. Исполнение считается аутентичным – в мире это называется host-orchestra. или «оркестр-призрак». Так сохраняется на сегодняшний день саунд оркестров Каунта Бейси, Гленна Миллера, к сожалению, утрачен звук и манера оркестра Дюка Эллингтона, руководимого его внуком Полом, но зато саунд эллингтоновского оркестра хранит Давид Бергер и его The Sultans of Swing, которые выступали в январе 2004 в БЗК.

А в день рождения одного из основателей отечественного джаза, пианиста, композитора и дирижера Александра Цфасмана на наших глазах оживет его славный оркестр – единственный в своем роде в мире саратовский джаз-оркестр «РЕТРО» Никиты Духовникова, который, как никто другой, бережно хранит ЗВУК оркестров того времени, – один из полюбившихся героев нашумевшего Фестиваля «Российскому джазу – 80». Ему удалось донести до сегодняшних слушателей подлинное звучание того Теа-джаза Леонида Утесова, который снялся в культовом фильме «Веселые ребята» в 1934 году и стал частью нашей Истории. Тогда же на фестивале произвел настоящий фурор и вызвал шквал оваций ветеран российского джаза, легендарный ударник (к слову, солист утесовского и рознеровского оркестров), кумир мальчишек 50-х годов Борис Васильевич Матвеев, светлая ему память, – вместе с саратовцами спевший знаменитое и любимое «Сердце, тебе не хочется покоя!». А день рождения Александра Цфасмана 14 декабря того же 2002 года собрал аншлаг в Большом Зале московской Консерватории – тогда на сцене вновь царили саратовцы! В оркестре, существующем более 20 лет, соединились влюбленные в свое дело люди. Они разыскивают старые ноты, рукописи, восстанавливают пропавшие партитуры по слуху. Советский джаз 30-х годов для «РЕТРО» – искусство живое и веселое. За это и любят его многочисленные поклонники. В составе оркестра пятнадцать артистов-инструменталистов, певцы и певицы. Инструментальный состав типичен для 30-х годов – наряду с обычными духовыми присутствуют скрипки и аккордеон, что создает то мягкое, мелодичное, уже, казалось бы, невозвратимое звучание, проникающее прямо в сердце. Солисты оркестра – вокалисты, чей тембр и манера исполнения максимально приближен к голосам ушедших звезд, что ценно необычайно. Музыканты купаются в звуке, они умеют и любят это делать, как никто другой, они уловили аромат эпохи, они – принципиально старомодны.

Это касается, кстати, и других участников концерта. Неуловимый трепет тех лет – вот главное, что останется с нами.

В нынешнем юбилейном вечере в Колонном зале состоятся сюрпризы, о которых московский слушатель (и, надеемся, зритель всей России, потому что концерт обязательно будет сниматься телевидением и войдет в «золотой фонд» и Колонного Зала, и русской культуры в целом) мог только мечтать… Кроме того, музыка Цфасмана (и не только!) прозвучит в интерпретации великолепного MOSCOW BAND Владимира Лебедева, изящного «Ансамбля традиционного джаза» Валерия Киселева, любимцев публики – ансамбля «Бархатный сезон», свой Цфасман есть в репертуаре певицы Натальи Герасимовой, меломаны по достоинству оценят виртуозность пианиста Александра Покидченко, за душу возьмет тембр Виктора Соломенцева, восхитит искрометное искусство знаменитых степистов Владимира и Арины Кирсановых… Рассказать о своем товарище, коллеге приглашены Алла Баянова, Тамара Кравцова, Людмила Лядова, Тихон Хренников, Оскар Фельцман, Андрей Эшпай, Анатолий Кремер, Владимир Трошин; Валентин Берлинский, Эмиль Гейгнер – солисты цфасмановского оркестра, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, чьи отцы играли в оркестре Цфасмана.... Ирина Антоновна Шостакович – с Дмитрием Дмитриевичем связана совместная работа в кинофильме «Встреча на Эльбе», Владлен Давыдов и Леонид Куксо, сыгравшие свои первые роли в этой ленте, поделятся своими впечатлениями и воспоминаниями, приглашены также появивишиеся впервые на экране в фильме «За витриной универмага» с музыкой Цфасмана – Светлана Дружинина и Олег Анофриев… В зале будет присутствовать сын композитора, журналист АПН Роберт Цфасман. И не только – здесь зрителей тоже ждет приятная и может быть ошеломительная  неожиданность.

Мы собираемся показать отысканную немногочисленную хронику, где запечатлен Оркестр Александра Цфасмана. Мы предвкушаем много трепетных минут для всего зала во всем его многообразии – от молодых людей, людей среднего и пожилого поколения до старых мэтров, чья жизнь казалась им законченной. Мы не позволим им так думать – мы вспомним и одарим аплодисментами каждого из них, они служили Музыке вместе с Цфасманом многие годы, прошли войну и до сих пор вспоминают чудесное партнерство, виртуозность танцующих пальцев Маэстро.

А мы все вместе послушаем, попоем, поплачем. Кто вспомнит молодость, кто откроет для себя новые чувства… концерт посвящен и старой доброй музыке, которую кто-то называл джазовой, кто-то эстрадной, но для большинства это было не главным. Главным было то, что эти мелодии какими-то особыми, ведомыми только им, путями проникали в сердечко, заставляли его учащенно биться, поддаваться волнению, пускаться в поиски, а всему, что происходит, давать только романтическое истолкование. Прошло время, и эта музыка постепенно и незаметно, как бывает только со стариками, уходит без следа… И тогда оказывается, что она нам порой крайне необходима. Эта та Музыка, которая живет в нас всех, во всем мире, и ощущается уже, наверное, на генетическом уровне. Музыка, олицетворяющая мечты, солнечные долины юности, оказавшаяся частью эстетики и мировоззрения, передаваемых по наследству от отцов к детям.

И если этот концерт станет Гимном Эпохе – мы сочтем свой долг перед этим Великим Поколением хоть немного выполненным.

Но – увидеть потом на экране и кусать локти,

что ты не присутствовал ТАМ… и не видел и не слушал ИХ…

И как тут не процитировать заключительные слова Приветствия  к организаторам, участникам и гостям предстоящего праздничного концерта Председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ Иосифа Давыдовича Кобзона. Отмечая заслуги выдающегося Мастера, значение его и его вклад в российскую культуру, выросший на музыке того времени и творчестве Цфасмана в частности, а позже, зная и работая с Александром Наумовичем, Народный артист СССР Иосиф Кобзон восклицает:

«Помните старый тест? Ответьте, не задумываясь:

поэт – Пушкин, река – Волга. Композитор – Бах..

Джазовый композитор – Цфасман. Так было, есть и будет.

С праздником, дорогие друзья, с Юбилеем!»

Истинная правда, остается только присоединиться –

с Юбилеем!!!

 

Как мы были бы рады, если бы и Вы, и читая этот текст, и покупая билет на этот концерт, вспомнили о своих близких – Ваши Мамы-Папы-Бабушки-Дедушки-Детки-Внуки – часто ли Вы слушаете Музыку вместе с ними?

Господа! наденьте все самое нарядное, вспомните 40-50 годы... давайте перенесемся все вместе с то прекрасное время, когда творил Гений Александра Цфасмана.

Политика53
Общество61
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
Ближний Восток7
МАГАТЭ1
Светская хроника3
Безопасность3
Благотворительность3
МИД РФ1
Феминизм1
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100