Расследовать по-английски |
| 2005-07-19 13:45:21 Вчера появились сообщения, что после терактов в Лондоне 7 июля резиденция премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит превратится в неуязвимую для террористов крепость. Как передает ИТАР-ТАСС, об этом свидетельствуют опубликованные британской прессой отрывки секретной переписки по электронной почте сотрудников канцелярии главы правительства. Согласно этим документам, отвечающие за безопасность премьера и членов правительства службы пришли к заключению, что ряд помещений официальной резиденции Тони Блэра недостаточно защищен от мощной взрывной волны. В связи с этим на Даунинг-стрит решено укрепить несущие стены, установить дополнительные пуленепробиваемые стекла и усовершенствовать пути срочной эвакуации официальных лиц.
В чем разница между Лондоном и Москвой
Сведения об укреплении Даунинг-стрит появились на фоне продолжающегося расследования серии взрывов в Лондоне 7 июля. Спустя 11 дней с момента трагедии представители следственных органов уже назвали имена всех террористов-смертников, полностью восстановили хронологию событий и маршрут передвижения террористов в день совершения ими терактов. Полицейские обнародовали не только имена, фамилии и биографии подозреваемых, но и фотографии шахидов в момент, когда они заходили в метро с рюкзаками, начиненными взрывчаткой. А предполагаемых сообщников террористов и организаторов взрывов в лондонском метро по просьбе британских властей задерживают по всему миру – не только в странах Евросоюза, но и в Египте и Пакистане. В первые дни после трагедии официальные представители Скотленд-Ярда ежедневно на пресс-конференциях сообщали журналистам подробности расследования.
Такой оперативности и открытости расследования британских спецслужб их российские коллеги могут только позавидовать. По делам о взрывах на «Автозаводской» (6 февраля 2004 года) и «Рижской» (31 августа 2004 года) организаторы были задержаны только в мае нынешнего года. Об этом 12 мая, выступая на «правительственном часе» в Госдуме РФ, сообщил директор ФСБ РФ Николай Патрушев. «Были арестованы Кубиев, Шамарин, Шалаев, являющиеся одними из организаторов и исполнителей террористических актов на Московском метрополитене – на станции «Автозаводская» и возле входа в метро «Рижская», на остановках общественного транспорта в Воронеже и Краснодаре, в электропоездах в районе Кавказских Минеральных Вод», – сообщил Патрушев. Больше никакой информации ни об этих людях, ни об обстоятельствах их ареста, равно как и подробностей расследования терактов, официальные лица не сообщали.
Ничто не должно мешать работе
Весь следующий день после терактов общественный транспорт в Лондоне не работал. В метро и на месте взрыва автобуса работали следователи. Как заявил на пресс-конференции главный управляющий лондонского метрополитена Тим О'Тул, «мы собираемся исследовать каждый дюйм каждого поезда на всех станциях». Все места взрывов были не просто оцеплены полицейскими, но и завешены огромными экранами из белой материи. Власти города отменили занятия в учебных заведениях, обратились к руководителям организаций с просьбой устроить выходной день для своих сотрудников и попросили лондонцев не выходить на улицы без крайней необходимости. Руководство города предоставило полиции полный доступ к видеозаписям всех скрытых камер, установленных в лондонских автобусах и метро, а также у входов в станции и на автобусных остановках.
После взрыва на «Автозаводской» в Москве, произошедшего около 8.30, движение поездов на Замоскворецкой линии было восстановлено уже к вечеру. Утром о том, что на этой станции произошел теракт, напоминали только цветы на платформе. А оцепление после взрыва у входа в вестибюль станции метро «Рижская», прогремевшего около 20.00, было снято к утру следующего дня.
Имя – это половина дела
Уже спустя пять дней с момента трагедии в пригородах Лондона полиция провела серию масштабных рейдов и обысков. Так, 12 июля в городе Лидс полиция провела обыски в шести жилых зданиях в поисках людей, которые могли бы быть причастными к терактам в Лондоне. Как сообщил шеф лондонской полиции Ян Блэр, операция началась с обысков в пяти домах в Уэст-Йоркшире, которые «напрямую связаны» с терактами в Лондоне. В Скотленд-Ярде сообщили, что полицейские рейды проводятся на основании оперативных данных под руководством спецслужб. А уже на следующий день – 13 июля были обнародованы имена трех из четырех предполагаемых исполнителей терактов – 19-летний Хасиб Хуссейн из Лидса, 22-летний Шахзад Танвир из Бистона – пригорода Лидса и 30-летний Мохаммед Садх Хан из Дьюсбери, также из графства Уэст-Йоркшир. Еще через день было названо имя последнего из четырех террористов – им оказался 19-летний уроженец Ямайки Линдсэй Жермен. К этому моменту следователи уже полностью восстановили маршрут передвижения террористов утром 7 июля и предоставили журналистам фотографию четверых шахидов, сделанную камерой наблюдения на вокзале Лутон в 40 км от Лондона утром 7 июля. Установить личности смертников помогли и их документы. Полицейские нашли их водительские права и банковские карты в искореженных поездах и обломках автобуса.
Документы предполагаемых террористов находили и на местах терактов в России. Однако следователи по делу о терактах 24 августа 2004 года на самолетах Ту-134 и Ту-154 официально так и не подтвердили, что шахидками были именно Аминат Нагаева и Сацит Джебирханова: личности террористок до сих пор устанавливаются. Официальная формулировка звучит так: «Женщины с паспортами на имя Аминат Нагаевой и Сациты Джебирхановой». Что же касается теракта у станции метро «Рижская», то в его осуществлении подозревали Розу Нагаеву – сестру Аминат Нагаевой. Однако результаты генетической экспертизы показали, что подорвавшаяся на «Рижской» шахидка Розой Нагаевой не является. Официально никто из представителей следствия так и не назвал настоящие фамилии смертниц, подорвавших себя в самолетах и возле вестибюля у входа на станцию «Рижская».
С определенной уверенностью российские следователи говорят только о двух террористах. Согласно официальным заявлениям, по делу о взрыве на «Автозаводской» установлена только личность террориста-смертника – уроженца Карачаево-Черкесии Анзора Ижаева. А по делу о взрыве на «Рижской» – погибшего во время теракта пособника шахидки, выходца из той же республики Николая Кипкеева. Все остальные фамилии, упоминавшиеся в разных СМИ в связи с этими терактами, назывались со ссылкой на анонимные источники в силовых структурах.
Наблюдающий знает больше
Британские власти в поисках предполагаемых соучастников и организаторов терактов не ограничились только пригородами Лондона. Так, 15 июля египетские спецслужбы задержали в пригороде Каира 33-летнего Магди ан-Нашшара, подозреваемого в причастности к лондонским терактам. По последним сведениям, задержанного допрашивают британские следователи. А на следующий день серия арестов прокатилась в пакистанском городе Лахор. По данным следствия, один из смертников – Шахзад Танвир – в прошлом году по меньшей мере один раз ездил в Пакистан и посещал там религиозную школу, контролируемую запрещенной мусульманской военизированной группировкой «Лашкар-э-Тайба». Следствие предполагает, что там он встречался с пакистанским боевиком Осамой Назиром, арестованным в ноябре 2004 года по подозрению в организации теракта в марте 2002 года в церкви рядом с американским посольством в Исламабаде, унесшем жизни пяти человек.
Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что определяющую роль в расследовании терактов играет «оснащение системами видеонаблюдения». «Когда англичан спросили, что нужно сделать для вашей безопасности, они ответили: поставьте больше камер наблюдения, – пояснил «НГ» депутат. – Англия оснащена огромным количеством видеокамер, которые фиксируют все перемещения машин и граждан. На всех основных магистралях, на светофорах, на всех входах и выходах из метро, на станциях пересадок, в вагонах поездов – везде стоят камеры. Оператор за пультом зачастую имеет возможность отслеживать передвижения преступника, что называется, в реальном времени. Если бы у нас у «Рижской» стояли телекамеры, думаю, нашим следователям было бы значительно проще. Например, когда произошел взрыв у «Националя», камеры наблюдения облегчили работу следствия (личность шахидки, подорвавшейся возле гостиницы «Националь» 9 декабря 2003 года, установлена – ею оказалась уроженка чеченского села Курчалой Хедижи Мангериева. – «НГ»)».
Кроме того, по словам Гудкова, «не надо забывать, что английские спецслужбы – одни из наиболее технически оснащенных и профессиональных спецслужб мира». «У них хорошо поставлена аналитика и отлажена система миграционной службы, – говорит депутат, – у них огромная электронная база данных, которая фиксирует все передвижения. Регистрационные органы и гостиницы тоже сбрасывают все данные в эту электронную базу. Даже больницы и травмпункты имеют свою базу, куда заносят сведения о всех своих пациентах и которая тоже заведена в глобальную поисковую систему спецслужб. Мы об этом пока можем только мечтать».
|