03.04.2008
АНДРЕЙ АЛПАТОВ "ОТКУСИТ" О ТУРЦИИ И ЕГИПТА 10% ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА
В эфире Александру Любимову о том, как планируется создавать в России точки экономического роста.
* * *
Задача особых экономических зон – создать такой режим, чтобы там наиболее эффективно осуществлялась предпринимательская деятельность.
ОЭЗ - это новый экономический инструмент, это новый федеральный проект. На определенной территории (2 000 га) государство создает особый режим, где предприниматель должен себя чувствовать достаточно льготно и эффективно работать. (ОЭЗ – это именно площадка, не надо путать ее со свободными экономическими зонами – прим. ред.).
Мы должны создать условия, чтобы инвестор пришел на территорию зоны. Чтобы наши зоны наши стали теми точками, куда можно приходить и с деньгами, и с идеями, создавать очень интересную, рентабельную продукцию.
Главная задача государства - создать на этой площадке инфраструктуру. То есть провести энергетику, газ, канализацию. То есть все решить, вложить средства. Наличие готовой инфраструктуры – решающее преимущество для инвестора.
Льготы есть, в том числе таможенные и налоговые. Пусть небольшие, но есть. Но не это самое главное. Самое главное – режим администрирования. Вот мы на территории ОЭЗ в Татарстане создали систему одного окна, когда 17 государственных и муниципальных органов сидят на одной территории в нашем здании и предоставляют нашим резидентам все услуги. Это очень здорово.
Нам необходимо доказать людям, доказать регионам, что мы можем создавать площадки, на которых реально может быть эффективной экономика. Куда инвесторы-резиденты спокойно могли бы приходить, вкладывать свои деньги, зарабатывать деньги и приносить пользу государству.
На сегодняшний день у нас предусмотрено 4 типа экономических зон: это промышленно-производственные особые экономические зоны (их уже в стране 2: в Татарстане и в Липецкой области), это технико-внедренческие особые экономические зоны (их 4), это туристско-рекреационные особые зоны. Мы планируем, что вот в этом году будут созданы и портовые особые экономические зоны. Сейчас уже есть 13 зон плюс по результатам конкурса будет определено еще какое-то количество портовых зон.
У каждой зоны своя конкретная цель. Если промышленная зона, то понятно, нужен рост промышленного производства и рост производительности труда на этих территориях. Если технико-внедренческие зоны, нам нужны инновации, новые технологии. И специально зона для этого и создается. Если мы говорим о туристско-рекреационной зоне, нам нужен туристический поток.
О достижениях
В двух промышленных зонах в Татарстане (Елабуга) и в Липецкой области мы уже создали всю инфраструктуру. Там построено три завода, уже реально выпускается продукция, создано полторы тысячи новых рабочих мест. И это только всего за 2 года работы!
В Татарстане на территории особой экономической зоны прекрасный новый автомобильный кластер. Японцы пришли к нам создавать совместное предприятие на территории зоны. Там будут выпускаться новые грузовики «Ясудзу», около 150 тысяч автомобилей в год. В настоящее время эти автомобили ориентированы на внутренний рынок, на втором этапе будет, конечно, экспорт. Сейчас они свое производство налаживают и так называемую локализацию, которую планируется поднять до 70 процентов за 3 за 4 года.
По моим оценкам, нужно дать еще 2-3 года, чтобы результаты деятельности уже первых зон показали свою эффективность.
Мы и рассматриваем каждую зону как самостоятельный проект. Я сам экономист. И для меня окупаемость - очень важна. Но, например, берем технико-внедренческую зону: там окупаемость, по всем нашим расчетам, она самая плохая из всех зон. Знаете почему? Потому что не это самое главное – не окупаемость: мы должны создать условия, где инновации, то есть надо оценивать совершенно по другим категориям. И мы ввели целый ряд показателей. То есть у нас, понимаете, сколько технологий у нас там будет, сколько патентов и т д.
Есть больная тема. Потому что, конечно, еще раз повторю, ОЭЗ - инструмент новый. Законом сегодня в технико-внедренческих зонах запрещено производство продукции, которую мы разработали в процессе опытных образцов. Я считаю, что, конечно, это неправильно, и вот мы даже выходили с такой инициативой, чтобы поменять законодательство и разрешить производить высокотехнологичные объекты на территории ОЭЗ.
Создать инфраструктуру внутреннего туризма
В России сегодня современной туристической инфраструктуры. Внутренний туризм растет десятизначными цифрами, но нет инфраструктуры. Нет хороших гостиниц, куда бы наши россияне могли поехать и нормально отдохнуть.
Конкретный пример: сегодня два с половиной миллиона россиян уезжает отдыхать в Турцию и в Египет. Два с половиной миллиона! Создав туристические зоны, в том числе в Анапе (сейчас мы ее проектируем), мы надеемся, что минимум 10% этого потока россиян поедет отдыхать к нам. Прекрасный город будет туристический! Проектируется такая вещь, которую даже в мире не видели. Оказывается, можно брать часть моря (есть такие технологии) и подогревать.
Если об Алтайском крае говорить. Какие там прекрасные места! Люди, которые увидели в первый раз это место, они влюбляются и ездят туда. И мы многое успели там сделать за короткое время.
Региональный аспект
При строительстве особых экономических зон идет софинансирование федерального бюджета и регионального бюджета. В разных регионах это софинансирование осуществляется в разных процентах, но, например, если брать Татарстан, там половину вкладывает федеральный бюджет, половину дает республика Татарстан.
Это не кто-то придумал или кто-то принимает решение, что «вот здесь создадим зону, а здесь не создадим». Это серьезный конкурс. Субъекты Российской Федерации подают заявку, причем важнейшим элементом этой заявки является технико-экономическое обоснование. То есть, что реально региону, что реально людям даст создание особой экономической зоны. Если на самом деле эффект просчитывается очень высокий, Правительство принимает решение о создании такой особой экономической зоны.
В дотационных регионах очень сложно в конкурсе выиграть создание зоны (прежде всего из-за проблем с софинансированием – прим. сенаторов). Это правда. Но давайте задумаемся: если мы говорим, что мы создаем особую экономическую зону, то мы должны понимать, что это экономический проект. И мы себе ставим задачу, что реально зона должна быть окупаема. Т.е. бюджетные деньги, вложенные в зону, должны через определенное время вернуться в виде налогов во все уровни бюджета.
Если же мы говорим, что в каких-то дотационных регионах не создать нам условия, потому что инвесторы, иностранные инвесторы не пойдут туда, понимаете, по каким-то причинам, тогда существуют другие инструменты. Есть федеральные целевые программы, есть субсидии регионам. Понимаете, тогда надо говорить не об особой экономической зоне, а просто другими инструментами помогать.
Кадры – главная проблема
Самая важная проблема в технико-внедренческих зонах, знаете какая? Кадры, кадры. Вот можно сделать прекрасную инфраструктуру, можно освободить от всяких налогов – все, что угодно можно сделать! Но если нет людей, которые понимают, что нужно создавать, что нужно нашей новой инновационной экономике, то мы ничего не создадим. И вот сегодня, как ни странно, выходит на первое место строительство жилья для этих людей и образование этих людей. В этих технико-внедренческих зонах.
Если мы создадим условия для того, чтобы ведущие, в том числе и мировые компании с современными технологиями пришли на эту территорию, создали свои предприятия, то они автоматически и наберут кадры. И если мы еще создадим условия, где этим кадрам можно будет проживать рядом с нашей территорией, зоной, то мы как раз создадим условия, чтобы вот эти мозги концентрировались на нашей площадке.
Надо работать и над условиями и над привлечением кадров. Нельзя, допустим, создать условия, не имея кадров, и получить эффект. То же самое, нельзя там привести умных людей, не создав инфраструктуру. Поэтому это две неразрывные вещи.
Асия Халитова, Анатолий Баташев, источник цитирования: сайт РосОЭЗ
|