Збигнев Бжезинский: "Однажды Россия потеряет свой Восток" |
| 2005-07-29 17:32:59
В эксклюзивном интервью «Независимой газете» известный политолог и дипломат, в прошлом помощник президента США Збигнев Бжезинский комментирует террористическую атаку на Лондон и актуальные проблемы международных отношений
- Господин Бжезинский, какие выводы вы сделали после терактов в Лондоне 7 и 21 июля? Правомерно ли считать, что терроризм ныне стал врагом всего цивилизованного мира и он далеко не побежден?
– Терроризм прибегает к убийствам мирных гражданских людей в целях политического и социального запугивания. Это отвратительный и непростительный политический инструмент. Он создает угрозу цивилизованной жизни. Однако он возникает в различных частях мира по разным причинам. Недавние нападения в Лондоне явно связаны с крайней враждебностью, порожденной на Ближнем Востоке британской и американской политикой. И я согласен с вами, что терроризм далеко не побежден.
– Удовлетворяет ли вас уровень взаимодействия между Соединенными Штатами и Россией, между всеми великими державами в борьбе против терроризма? Что еще надо было бы сделать, чтобы избавиться от двойных стандартов, например, достичь общего взгляда на чеченскую проблему как случай вмешательства международного терроризма в дела России?
– Чеченская проблема является специфически российской. Она проистекает из того факта, что на протяжении двухсот лет Кремль пытается покорить чеченцев, просто не желающих быть частью России. Когда некоторые пуэрториканцы устроили покушение на жизнь президента Трумэна во имя независимости Пуэрто-Рико, США провели свободный и подлинно демократический плебисцит в Пуэрто-Рико. Когда Чечня откололась от России, российские военные разбомбили Грозный, превратив его в развалины, и убили тысячи чеченских гражданских лиц в ходе того, что было на деле кампанией террора. Когда такие умеренные лидеры, как президент Масхадов, стали добиваться прекращения огня, Кремль убил его. В результате террористы стали в большей степени доминировать в чеченской национально-освободительной борьбе и терроризм ныне распространяется по всему Кавказу, при этом ситуация в Дагестане все больше обостряется.
– Некоторые аналитики объясняют нынешнее обострение террористической деятельности так называемым столкновением цивилизаций. Как вы относитесь к этому?
– Существует риск цивилизационного столкновения с исламом. Именно поэтому так важно работать с мусульманскими умеренными лидерами, а не отталкивать и не противопоставлять их себе.
– Мэр Лондона Кен Ливингстон недавно сказал, что бен Ладен является творением ЦРУ. Как вы прокомментируете это суждение?
– Британский юмор никогда не был смешным.
– Как, с вашей точки зрения, война в Ираке повлияла на борьбу с терроризмом? Действительно ли Ирак превратился в питомник террористов, как это считают некоторые комментаторы, или это просто преувеличение?
– Я был против войны в Ираке, и она превратила не только Ирак, но и близлежащие к нему мусульманские страны в питомник антиамериканских, анти-британских, антиизраильских и т.п. террористов.
– С окончанием холодной войны отношения между великими державами чаще всего характеризуют как партнерство. Согласны ли вы с этой оценкой?
– Как общее определение оно правильно, но есть очевидные различия в степени близости, взаимодействия и подлинной дружественности между различными партнерствами.
– Почему же тогда звучит так много споров о том, однополярен или многополярен мир? В чем смысл этого?
– Мир одновременно однополярен и многополярен. Америка, как единственная сверхдержава, явно занимает превалирующие позиции, но не всесильна. Европа медленно возвышается как, возможно, вторая по своему глобальному влиянию. Следом идут Китай, Япония, затем, возможно, Россия или Индия. Пойдет ли влияние России в ближайшие 15 лет на подъем, или оно будет падать, зависит от того, будет ли она более тесно связана с Европой, что, в свою очередь, будет зависеть от того, станет ли Россия демократией, сможет ли цивилизованным способом решить свои проблемы на Кавказе и перестанет вызывать у своих соседей враждебность и страх, или и то и другое, вместе взятое. К несчастью, эти чувства являются наследием советского и царского империализма, несмотря на то что россияне как таковые добрые, хорошо образованные и очень приятные люди.
– Поддерживаете ли вы идею реформы ООН? Поскольку нынешний состав Совета Безопасности ООН сложился в результате договоренностей в Ялте и Потсдаме, не считаете ли вы, что пора изменить его и предоставить право вето более широкому кругу влиятельных стран?
– Реформа Совета Безопасности ООН назрела давно, однако пять постоянных членов СБ заинтересованы в том, чтобы не допустить действительно серьезной реформы. Разве хоть один из них согласится на ограничение его права вето?
– Некоторые эксперты видят признаки новой «политики сдерживания» – на этот раз Китая. Проявления этого курса они видят в недавних высказываниях министра обороны США Дональда Рамсфелда о китайском «военном наращивании» и усилиях госсекретаря США Кондолизы Райс по сохранению эмбарго Евросоюза на экспорт вооружений в КНР. Видите ли вы основания для такой оценки?
– США и Евросоюз не продают также вооружений России. Если бы они продавали вооружения Китаю, то Китай перестал бы покупать их у России.
– Какое значение имеет растущая или по крайней мере продолжающаяся в США критика внутренней политики России? Насколько вредит она сотрудничеству между нашими странами?
– В США широко распространилось разочарование по поводу тенденции, уводящей Россию от демократии, приводящей к странному явлению «нашизма», спонсируемого влиятельными официальными лицами в Кремле, нарождающимся культом личности – всем, что тормозит превращение России в ведущую современную демократическую страну. Притом в европейскую страну. Вместо этого наблюдается усиление шансов, что однажды одинокая Россия потеряет свой Восток.
Из досье «НГ» Американец польского происхождения Збигнев Бжезинский родился 28 марта 1928 года в Варшаве. В 1938 году его отец был назначен на новую должность в польском консульстве в Монреале и его семья переехала в Канаду, где и осталась после прихода к власти в Польше коммунистов. Учился в монреальском университете Макгилла. В 1953 году получил степень доктора политологии в Гарвардском университете. В 1958 году получил американское гражданство. В 1962 году стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1966–1968 годах работал в Госдепартаменте. В 1973 году стал первым директором Трехсторонней комиссии. Был советником в администрациях Джона Кеннеди, Линдона Джонсона и Джимми Картера. Защищал политику жестких мер в отношении СССР. В администрации Рональда Рейгана – член президентской комиссии по химическому оружию. В 1987–1988 годах работал в совместной комиссии Совета национальной безопасности и Министерства обороны по выработке долгосрочной стратегии. В 1987–1989 годах работал в президентской комиссии, курировавшей разведдеятельность США. Участвовал в президентской кампании Джорджа Буша-старшего, порвав с демократами. Писатель Бжезинский многие свои произведения посвятил исследованию Советского Союза, а также вопросам стратегии США на внешнеполитической арене. Жена Бжезинского Эмилия Бенеш – родственница бывшего президента Чехословакии Эдуарда Бенеша. У них трое детей.
|