Диалог по СНГ может быть выгодным |
| 2005-08-17 14:46:45 Москва и Запад до сих пор старались не обсуждать друг с другом свои «постсоветские» фобии и оказались в тупике. Вместе с тем возможность начать если не сотрудничество по постсоветским проблемам, но как минимум конструктивный обмен мнениями появляется. Тематика СНГ в результате дипломатической активности уходящего лета фактически внесена в повестку предстоящего Петербургского саммита «большой восьмерки». В свою очередь, это активизирует и другие каналы политико-дипломатической коммуникации. Речь прежде всего может идти об инкорпорации сюжетов СНГ в отношения Россия–ЕС.
Москве следовало бы инициативно предложить Западу свою повестку по тематике СНГ. Она должна носить широкий характер и давать возможность выбора тех вопросов, по принципу a la carte, которые нам действительно выгодны или наиболее безболезненны. Принципиальная формула этой новой повестки может звучать достаточно мягко: «диалог по проблематике постсоветского пространства». Выдвигать сейчас более жестко очерченные концепции вряд ли стоит. Мы должны понять, готовы ли в целом к такому диалогу наши западные партнеры и мы сами.
В практическом же плане в этой широкой повестке уже сейчас могли быть предложены целые направления взаимодействия. В частности, вопросы энергетики и транспорта, через призму которых ситуация на постсоветском пространстве выглядит иной, нежели сквозь окуляры политического противостояния. Официальной Москве следовало бы учитывать логику бизнес-акторов, которая может стать одним из моторов сближения позиций России и Запада в отношении СНГ. На Западе транснациональные игроки эту логику пролоббируют сами.
России стоило бы попытаться поставить вопрос о расширении энергодиалога РФ–ЕС и подключения к нему не только Украины, что популярно на Западе, но и Белоруссии. Включение Белоруссии в энергодиалог явилось бы элементом «конвенционализации» Минска в европейской политике, началом вывода Минска из действительно тупикового положения. Возможно, это поспособствует и улучшению внутриполитической ситуации в Белоруссии. Постсоветские энерготранспортные вопросы оптимально ложатся в повестку будущего саммита «восьмерки»-2006, важнейшим пунктом будет проблема международной энергетической безопасности.
Другое направление сотрудничества – противодействие угрозам и вызовам, исходящим с пространства бывшего СССР. Помимо традиционного и не давшего весомых практических результатов тезиса о борьбе с международным терроризмом внимание важно акцентировать на проблематике незаконной и криминализованной миграции. Миграции как из регионов Центральной Азии и Закавказья, так и «транзита» из Афганистана, Пакистана, Китая. Исходя из того, что нелегальная трудовая миграция из СНГ в Европу в значительной степени удел «цветных революционеров», постановка этого вопроса была бы выигрышной в информационном плане. Если мы не поставим эти вопросы и не начнем их решать, то останется только наблюдать, как Украина ставит вопросы о выделении денег из ЕС на обустройство своей восточной границы (!). Эти вопросы Киев поднимал еще при Кучме, активность же новых властей только возросла.
В русле борьбы с новыми угрозами можно вновь подчеркнуть проблему противодействия наркоторговли и нарко-транзиту. Действительно, cняв российский пограничный контроль на таджикско-афганской границе, мы получили своеобразное право ставить вопрос об иных методах предотвращения наркопотоков, методах, которые Запад не мог бы толковать как некое «имперское присутствие» в регионе.
Взаимодействие России и Запада, прежде всего ЕС, в урегулировании конфликтов на пространстве бывшего СССР, наверное, также возможно, но оно должно быть предельно осторожным и избирательным с нашей стороны. Позиция должна строиться в зависимости от конкретного конфликта.
Очевидно, что Приднестровский конфликт все больше «европеизируется». Курс Молдовы и Украины на более тесные контакты с ЕС этому способствует. Соответственно вряд ли стоит и дальше жестко противодействовать активному участию ЕС в процессе Приднестровского урегулирования. Другое дело, Москва не должна здесь допустить «имиджевого» проигрыша. Реально конфликт был погашен Россией, степень ожесточенности в его зоне несравнимо низкая по сравнению с другими конфликтными регионами благодаря многолетним российским усилиям. Активизация еэсовского участия в этой ситуации должна выглядеть как передача ответственности (возможно, ее «разделение») от России к ЕС. Сам факт такого сотрудничества стал бы вкладом в пространство внешней безопасности, предусмотренное «дорожными картами».
В конфликтах на Кавказе, прежде всего в Грузии, само поле для активности Запада будет оставаться предельно малым до тех пор, пока Запад будет однозначно стоять на стороне Тбилиси. Страдающей стороной на Западе традиционно считают Грузию. Первостепенная задача Москвы состоит в том, чтобы показать, что страдает прежде всего население автономий, а Россия, поддерживая «низовые» (low profile) контакты с Абхазией, Южной Осетией, фактически предотвращает гуманитарную катастрофу. Тот же факт выдачи российских паспортов жителям автономий является мирной «гуманитарной интервенцией» и может быть сравним с практикой «нансеновских» паспортов в 1920-х годах, обладателями которых становились российские эмигранты.
Скорректированная позиция Запада может открыть дорогу миротворческому посредничеству в Грузии по типу Минской группы ОБСЕ для Нагорного Карабаха.
Не использованным Москвой остается еэсовское «новое соседство», которое можно рассматривать как механизм снижения напряженности по линии: «новички ЕС» – европейские страны СНГ – Россия». Последние события на линиях Варшава–Москва и Варшава–Минск подтверждают ее высокий накал. Предложения о его снижении уместно прозвучали бы на встрече Путина и Квасьневского, упомянутой в четверговом телефонном разговоре президентов. Выводя за скобки (пока) эмоциональных прибалтов, неплохо подумать о формате субрегионального диалога, имеющего политическое наполнение. Нынешние вялотекущие проекты трансграничного сотрудничества такой диалог обеспечить не могут.
В целом начинающийся поиск нового подхода к происходящему в СНГ будет для российского экспертного и дипломатического сообщества не легким, безотлагательное начало этого поиска дает шанс на высокие позитивные результаты.
|