Ян Кубиш: "Я не хотел бы зацикливаться на революциях" |
| 2005-08-19 16:36:43 Европейский союз впервые в своей истории учредил должность cпецпредставителя по Центральной Азии. В конце июля им стал Ян Кубиш, бывший генсек ОБСЕ и один из посредников в период оранжевой революции на Украине. Кубиш имеет большой опыт работы в бывшем СССР. На этой неделе его принял в Москве замминистра иностранных дел Григорий Карасин, заявивший о недопустимости «насильственной демократизации» в СНГ. В эксклюзивном интервью «НГ» Ян Кубиш рассказал о своей новой работе и процессах, происходящих в СНГ.
– Господин Кубиш, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Центральной Азии? О чем шла речь на переговорах в Москве?
– Целью моего визита в Москву было как можно скорее представить российской стране мой мандат спецпредставителя Европейского союза по Центральной Азии и поговорить о возможном взаимодействии. Надо сказать, что в этом плане у нас состоялся хороший разговор с Григорием Карасиным, и я думаю, что эта встреча заложила хорошую основу для будущего сотрудничества. Я не представляю возможности успеха в работе без консультаций с ключевыми партнерами в Центральной Азии – как государствами, так и международными организациями. Безусловно, Россия – один из ключевых партнеров и важных факторов, которые определяют сотрудничество и развитие.
– Буквально в день вашего визита в российской печати было опубликовано интервью Карасина, в котором он критически высказался о методах насильственной «демократизации» стран на постсоветском пространстве путем инспирирования цветных революций и информационно-политического давления. Как вы комментируете эти слова?
– Я эту фразу нисколько не связываю с нашей встречей. У нас шел разговор о принципах взаимодействия. Именно готовность к взаимодействию была подтверждена в заявлении по итогам встречи.
– Каков ваш опыт работы в Центральной Азии?
– Проблемы Центральной Азии для меня не являются совершенно новой тематикой. Ведь я по крайней мере с начала 90-х активно занимался налаживанием контактов. Сначала в двустороннем плане, затем с 1992 года, когда Чехословакия председательствовала в ОБСЕ (тогда – СБСЕ), я тоже работал с государствами Центральной Азии, которые проявляли интерес к вступлению в эту организацию. Кроме того, я проработал один год в Таджикистане как спецпредставитель генерального секретаря ООН и глава миссии военных наблюдателей. Мы занимались обеспечением мирного процесса в стране. Последние шесть лет как генеральный секретарь ОБСЕ я занимался в том числе и вопросами сотрудничества со странами Центральной Азии. Так что имею определенный багаж знаний и опыт работы в этом регионе.
– Вы бывали в Киеве во время оранжевой революции и имели контакты с оппозицией в Киргизии. Намерены ли вы продолжить подобные действия в качестве спецпредставителя Евросоюза по Центральной Азии?
– Вы упомянули два случая, но я могут подтвердить, что в каждом государстве, куда мне приходилось приезжать, я стремился иметь встречи и с представителями политических сил, и с представителями неправительственных организаций. И мой новый мандат подчеркивает, что я должен поддерживать контакты с представителями гражданского общества. Я не вижу никаких проблем в этом смысле и буду продолжать их поддерживать. Конечно, все будет зависеть от программы каждой отдельной поездки и ее длительности, но такие контакты будут происходить везде.
– Вы не считаете это действиями по «демократизации извне»?
– Это абсолютно нормальное явление.
– Насколько стабильной вы считаете ситуацию в странах Центральной Азии? Не предвидите ли вы новых цветных революций в регионе?
– Я не хотел бы зацикливаться на вопросе о цветных революциях. Вопрос стабильности имеет широкий спектр. Он связан со многими факторами. Это прежде всего развитие в конкретных государствах, включая социальное и экономические развитие. Это факторы, связанные с действиями тех, кто пытается насильственным путем добиться изменения строя. Бывают случаи недовольства тем, что гражданское общество не имеет возможности участвовать в жизни страны, что требуется для здорового гражданского общества. Это общий принцип, и он относится не только к Центральной Азии.
– Как вы оцениваете ситуацию с правами человека в регионе?
– Всегда есть, что надо подправить, и есть проблемы, которые надо очень откровенно обсудить. Это касается и региона Центральной Азии, касается и других регионов.
– Удовлетворены ли вы ходом расследования событий в Андижане узбекскими властями?
– Оно не завершено, подождем результатов.
– Каково ваше отношение к военному присутствию в регионе внерегиональных игроков?
– Насколько я знаю, оно всегда базируется на двусторонних договоренностях отдельных стран с другими партнерами об их присутствии. Случаи могут быть разными, но это вопрос из сферы двусторонних отношений между принимающим государством и страной, которая хочет направить такие силы.
– Будет ли Евросоюз увязывать предоставление экономической и иной помощи с оценкой состояния демократии и прав человека конкретной страны?
– Мы хотели бы видеть продвижение в деле демократии и соблюдения прав человека в каждом государстве. И мы будем работать в этом направлении. В то же время я не сторонник использования в общем разговоре терминологии жестов и выражений, которые меньше говорят о сотрудничестве. Необходим диалог, в том числе по самым горячим и сложным вопросам.
Из досье «НГ» Ян Кубиш родился 12 ноября 1952 г. в Братиславе (Словакия). Учился в Москве на факультете международных экономических отношений МГИМО МИД СССР. В 1976 г. принят на работу в МИД Чехословакии: работал в экономическом департаменте, в посольствах ЧССР в Аддис-Абебе и Москве, возглавлял отдел по безопасности и контролю за вооружениями и Евро-Атлантический сектор МИДа. В начале 90-х назначен послом Словакии при Европейской штаб-квартире ООН в Женеве. В 1994–1998 гг. – директор Центра по предотвращению конфликтов ОБСЕ. В 1998–1999 гг. – спецпредставитель генерального секретаря ООН и глава миссии военных наблюдателей в Таджикистане. С 1999 по 2005 г. – генсек ОБСЕ. С июля 2005 г. – спецпредставитель Европейского союза по Центральной Азии.
|