"Китай преувеличивает степень своего сближения с Россией" |
| 2005-08-19 10:02:54 Сегодня начинаются российско-китайские военные учения «Мирная миссия-2005». Расположенный на территории КНР Шаньдунский полуостров станет условным государством, где на этнической почве произошли волнения, сопровождающиеся вооруженными столкновениями. Запланированы совместная высадка морского десанта и блокирование морского побережья, на котором скрывается группа условных террористов. 25 августа над этой территорией взлетят самолеты дальней авиации, истребители и транспортные машины, пройдет высадка десанта с техникой. На вопросы «Времени новостей» ответил ЧЖАН ИХУН, канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала «Канва дифенс ривью».
-- Эти учения свидетельствуют о возросшем взаимном доверии между Китаем и Россией. Военных с обеих сторон сближает и то, что они используют одинаковое оружие. Но в Китае эту тему обсуждают очень горячо, зачастую преувеличивая масштаб учений -- мне попадались публикации, где число участвующих в учениях военных было завышено в десять раз! А вот российские СМИ относятся к этой теме куда прохладнее.
-- Почему китайская сторона так заинтересована в этих маневрах?
-- В Пекине полагают, что эти учения помогут пригрозить Тайваню и послать сигнал Японии и США. В этих целях Китай умышленно преувеличивает степень своего сближения с Россией. Этот прием сработал -- некоторые гонконгские и тайваньские газеты уже пишут, что Россия будет помогать Китаю в присоединении Тайваня. Я уверен, что этого не произойдет: у России нет таких обязательств перед КНР, и в случае конфликта вокруг Тайваня она не пойдет на лобовое столкновение с Японией и США. Однако тайваньские журналисты и ученые плохо разбираются в мировой политике, они знают только Америку и слабо представляют себе механизмы внешней политики других стран, в том числе России. Так что припугнуть их вполне возможно.
-- То есть России эти учения вообще не нужны?
-- Вовсе нет, они политически выгодны и для России. У России и Китая стало больше трений с Западом, учения в равной степени дают им возможность напомнить о своей мощи, о необходимости считаться с ними. Волна западной критики обострила в России и Китае чувство собственного стратегического одиночества, что подталкивает их к сближению.
Символично, что местом учений стал Шаньдунский полуостров, расположенный неподалеку от Корейского полуострова. Для России это возможность продемонстрировать свое значение в регионе. Вспомним историю: во времена китайско-советской напряженности в конце 1960-х -- начале 1970-х в КНР ожидали, что в случае войны советские войска высадятся на Шаньдунском полуострове, после чего отрежут Северо-Восточный Китай и создадут там промосковскую администрацию. В 1970 году китайская армия проводила в том районе масштабные учения по отражению десанта противника. А теперь российские десантники прибыли туда как друзья.
-- Как будут реагировать на эти учения США и Япония?
-- США уже отреагировали -- послали в район учений стратегические подлодки. Ситуацию в российской армии американцы знают, но им интересно понаблюдать, как сработают китайцы. Что касается политики, то реакцией на военное сближение Москвы и Пекина станет скорее всего укрепление военных связей Вашингтона с Японией и Южной Кореей.
Полагаю, что по политическим соображениям американцы могут пригласить Россию на такие же крупные учения на Дальнем Востоке, желая избавить своих союзников в регионе от тревог по поводу китайско-российского единения. Возможно, похожее предложение в адрес России последует и от Японии -- с учетом того, что законы страны запрещают посылать солдат Сил самообороны за границу.
-- В маневрах с российской стороны участвуют два стратегических ракетоносца Ту-95МС и четыре бомбардировщика дальней авиации Ту-22М3. Эта техника может заинтересовать китайских военных?
-- Эти машины устарели, но не стоит забывать, что китайские ВВС до сих пор летают на еще более старом бомбардировщике Ту-16. Китайцы очень интересуются Ту-22М3, они не раз поднимали вопрос об их закупке. Однако политика России -- не продавать стратегическое оружие в КНР. Москве приходится считаться и с давлением со стороны США, и с интересами Индии и Японии.
-- Но китайским военным нужен новый бомбардировщик. Если они не смогут его купить, его придется строить самостоятельно. Справится ли с этой задачей китайский ВПК?
-- На выставке в Чжухае в ноябре 2004 года Первая китайская корпорация авиапромышленности показала видеозапись продувки в аэродинамической трубе модели бомбардировщика, поразительно похожего на российский Су-32. Судя по всему, китайцы пойдут российским путем: они будут проектировать самолет семейства «Сухого», опираясь на накопленный опыт производства истребителей Су-27СК и эксплуатации закупленных в России Су-30МКК. Для Китая этот путь перспективен, ведь у многофункционального Су-32 немало новшеств, приспособленных для ведения боя в условиях XXI века. К тому же Китай может использовать для нового бомбардировщика уже знакомые российские двигатели АЛ-31Ф или отечественные WS10A.
-- Интересны ли эти учения для китайских военных в плане знакомства с российской техникой?
-- Хотя обе стороны используют примерно одинаковые системы вооружений, есть и различия. Например, Китай использует истребители Су-27СК, а Россия посылает на учения более совершенные Су-27СМ. Китайцы смогут посмотреть, каковы преимущества новой модификации знакомой им машины. Их интересует тактика российских десантников, их вооружение. В Китае появились свои боевые машины десанта, очень похожие на российские БМД-2 и БМД-3.
-- То есть все ограничится демонстрацией образцов российского оружия?
-- Для обеих армий куда важнее открывающиеся возможности сотрудничества в области современной военной информационной инфраструктуры. Важно научиться взаимодействовать в области управления, контроля, связи и разведки. Сотрудничество России и Китая в этих сферах будет расширяться. Для успешного взаимодействия двум армиям нужны общие коды связи, обновленные системы опознавания «свой-чужой» -- ведь теперь российским летчикам нужно среди «чужих» самолетов отдельно распознавать дружественные китайские машины. Встанут вопросы использования компьютерных технологий, создания надежных каналов передачи информации о предполагаемом противнике. Так что у этих учений есть не только политический, но и реальный военный смысл.
|