2005-08-23 15:55:46 Ирак сделал вчера еще один шаг к гражданской войне. Шииты и курды вдрызг разругались с суннитами из-за проекта новой конституции страны. Ее проект должен был быть согласован еще 15 августа, но, перессорившись по поводу различных положений конституции, иракские политики и руководящие ими американцы выдвинули новый крайний срок -- 22 августа. Но, как и неделю назад, вчера, за пару часов до истечения срока работы над документом и передачи его в Нацассамблею, согласованного проекта так и не появилось.
Вместо проекта конституции получился скандал. Шииты и курды объявили, что согласовали проект постоянной конституции Ирака, и заявили, что готовы передать его на рассмотрение Национальной ассамблеи. В переходном парламенте Ирака они располагают большинством в 225 из 275 мест.
Но мусульман-суннитов, входящих в парламентскую конституционную комиссию, эта новость сильно удивила. Они заявили, что проект основного закона не может быть внесен в парламент без их согласия, потребовав "немедленного вмешательства" США и ООН.
Иракскую демократию строят в большой спешке -- проект конституции надо выносить на всенародный референдум уже 15 октября. Хотя еще неделю назад, когда депутаты решились на отсрочку, им пришлось изменить временную конституцию страны, разработанную американскими оккупационными властями и введенную ими в действие 8 марта 2004 года.
Ранее правительство Ирака объявило, что неспособность сторон договориться приведет к одному из трех вариантов развития событий. Первый вариант -- роспуск временного парламента с назначением новых выборов. Второй вариант -- новая отсрочка, то есть повторная ревизия временной конституции. Третий вариант -- передача в Нацассамблею "облегченного документа", то есть недоработанного проекта конституции. Судя по всему, вчера шииты и курды предложили последний путь.
Камнем преткновения остается вопрос о федерализации Ирака. Эту идею поддерживают шиитское духовенство и курды, вроде бы договорившиеся об официальном учреждении двух автономий -- на севере для курдов и на юге для шиитов. Сунниты, а также светские шиитские партии и нацменьшинства категорически против автономии для шиитов. Правда, сунниты не возражают против автономии курдов, но в границах на 10 апреля 2003 года, когда был свергнут режим Саддама Хусейна. Это означает, что курды не получат город Киркук с его нефтепромыслами.
Некоторые суннитские делегаты в конституционной комиссии утверждали, что в роспуске Нацассамблеи не будет ничего страшного и вновь избранный парламент решит все проблемы. Но суннитское меньшинство Ирака никогда не получит большинства в новом парламенте. Патовая ситуация вынудила суннитских лидеров призвать США не допустить передачи в Нацассамблею "облегченного проекта" с тем, чтобы "не усугублять кризис". Они также пригрозили "обратиться к народу". Ведь согласно временной конституции, проект постоянного основного закона будет отклонен, если против него на референдуме выскажутся две трети избирателей в трех из 18 провинций Ирака. А сунниты как раз и имеют такое квалифицированное большинство по меньшей мере в четырех провинциях в центре страны.
Однако и курды, не говоря уже о шиитском большинстве населения, могут заблокировать неугодный им проект аналогичным образом. Ситуация грозит кризисом, ведь курды настаивают на предоставлении Иракскому Курдистану такого права на самоопределение, которое позволило бы ему через восемь лет объявить себя независимым государством. Член конституционной комиссии от Демпартии Курдистана Абдель Халик Зенгеля назвал требование о независимости "естественным", поскольку курды "уже были фактически независимы в последние 13 лет" благодаря тому, что американцы еще при Саддаме Хусейне поставили север Ирака под свой фактический контроль.
Посол США в Ираке Залмай Халилзад -- искушенный дипломат, бывший посол в Афганистане и, кстати, сам афганец родом из Мазари-Шарифа. Все эти дни он пытался помирить спорящих иракцев. Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский по этому поводу вчера заметил «Времени новостей»: «Логично предположить, что в последний момент консенсус все-таки будет достигнут. Ведь даже шиитское духовное руководство сделало ставку на сотрудничество с американцами. Все депутаты, в том числе и сунниты, исходят из инстинкта самосохранения и понимают, что в случае роспуска Нацассамблеи они лишатся своих мест, а итог последующих выборов совершенно неизвестен».
В качестве примера того, что иракцы умеют договариваться, г-н Мирский привел такой: «В последние дни стороны сумели найти компромисс по роли шариата -- норм мусульманского права -- в законотворчестве. Он признается не "единственной", как первоначально хотели шииты, и не "одной из" основ законодательства, как того добивались светские сунниты и большинство курдов. Шариат станет «основной» базой законодательства, и с этим согласились американцы».
|