США взялись за российское оружие |
| 2005-08-26 17:30:52 Вчера начался официальный визит в Россию двух американских сенаторов – председателя комитета по международным делам верхней палаты парламента США республиканца Ричарда Лугара и его коллеги, демократа Барака Обамы. После поездки в Триполи на переговоры с Муамаром Каддафи и в Ирландию, на конференцию, посвященную американо-российским отношениям, два сенатора проведут в РФ три дня и помимо переговоров в Москве посетят хранилище ядерных боеприпасов в Березовке под Саратовом с целью ознакомления с состоянием системы его охраны, а также завод по уничтожению химического оружия в Камбарке (Удмуртия).
Вечная программа
Если для впервые избранного в сенат от штата Иллинойс 44-летнего чернокожего Барака Обамы нынешняя поездка в Россию скорее вызвана желанием разобраться в том, кто и как поддерживает скинхедов, то умудренный политическим опытом 73-летний Ричард Лугар (кандидат в президенты США в 1996 году, неизменно избираемый в сенат США с 1976 года) приехал в Москву с большим списком вопросов. Господин Лугар – соавтор программы Нанн–Лугар, принятой конгрессом США в 1991 году и ставящей своей целью уничтожение биологического, ядерного и химического оружия и систем его доставки в России и на постсоветском пространстве. Ричард Лугар гордится тем, что стал одним из ее основателей, о чем свидетельствуют не только данные эффективности программы, вывешенные на интернет-сайте сенатора, но и ее поддержка госсекретарем США Кондолизой Райс. Господин Лугар открыто заявил об этом в начале года, во время многочасового утверждения госпожи Райс на должность госсекретаря США комитетом по международным делам сената. По сведениям Ъ, в конгрессе говорили тогда, что "старик клещами вытащил из Конди обещание поддержать свою программу". "Лугару это было необходимо,– продолжали те же недоброжелатели,– чтобы повлиять на сенаторов, которые считают, что русским выгодно на американские деньги уничтожать старье и в то же время создавать новое вооружение". Впрочем, данные о демонтированных и уничтоженных в России и СНГ за годы существования программы Нанн–Лугар 6760 ядерных боеголовках и 789 ракетах совсем не означают, что сенатор Лугар доволен нынешним ходом событий. Это недовольство он публично выразил 13 апреля 2005 года на слушаниях в своем сенатском комитете во время утверждения Роберта Джозефа заместителем госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасностью. Сенатор Лугар пожаловался тогда, что Россия решила обложить налогами средства, направляемые правительством США на уничтожение российского же ОМП. Господин Джозеф пообещал разобраться в этой истории, равно как и некоторые российские высокопоставленные чиновники, побывавшие в этом году в Вашингтоне.
Кто разозлил Лугара?
Недовольство сенатора ходом своей программы в России (вина за это возлагается сотрудниками аппарата конгресса на Минобороны и правительство РФ) стало не единственным поводом для резких выступлений Ричарда Лугара в отношении Кремля, сделанных в течение этого года. Список претензий сенатора-ветерана к руководству России сопоставим с теми, что неоднократно высказывались высокопоставленным российским чиновникам, включая президента РФ Владимира Путина, представителями администрации США. Собственно, по выступлениям Ричарда Лугара в этом году можно проследить изменение политической линии Белого дома в отношении России. У господина Лугара все началось с Украины и Грузии. Напомним, что в Киев сенатор прилетел в 2004 году главой делегации США, наблюдавшей за ходом президентских выборов. Помимо возмущения открытой поддержкой Виктора Януковича со стороны Москвы, сенатор, вернувшись в Вашингтон, рассказал, что в Киеве следили за каждым его шагом. После украинских и грузинских выборов отношения между Белым домом и Кремлем охладели, и Ричард Лугар впервые сделал резкие заявления в адрес Москвы. Это произошло 17 февраля 2005 года на слушаниях в комитете по международным делам сената об "Отходе России от принципов демократии". Тогда Ричард Лугар заявил, что "Кремль неудачно попытался повлиять на результат выборов на Украине и поддержать сепаратистские регионы Грузии". В том же выступлении сенатор вспомнил также "поддержку Россией стремлений президента Лукашенко удержать власть в Белоруссии и помощь правительствам Средней Азии в их борьбе с демократическими преобразованиями". Сбалансировав эту фразу "важностью России, с которой США должны иметь конструктивные отношения", сенатор отметил, что "они не смогут развиваться позитивно, в то время когда в РФ нарушаются базовые свободы". В качестве примера Ричард Лугар привел дело экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, отметив "политику подавления Кремлем политической оппозиции и тревогу иностранных инвесторов". В том же выступлении сенатор присоединился ко многим своим коллегам в их призывах к президенту США Джорджу Бушу побеседовать на эти темы с Владимиром Путиным в Братиславе.
Словацкое размежевание
О том, что произошло в Братиславе, было написано уже довольно много. Важно то, насколько ухудшились отношения между Россией и США после встречи двух президентов в Словакии, и что администрация Белого дома решила в связи с этим предпринять. Конгресс и часть госдепартамента пытались заставить Белый дом максимально резко выступить против внешней и внутренней политики Кремля. Ричард Лугар, следя за этими спорами, как считают многие в Вашингтоне, выбрал более взвешенную позицию администрации, которая решила свое раздражение действиями Кремля публично не показывать. 21 июня этого года сенатор Лугар провел вторые слушания по "Политике США в отношении России", на которых, хоть и обвинил президента Путина "в усилении авторитарного стиля руководства, его контроля над СМИ и расплаты с политическими противниками", выступил против призывов "изолировать Россию". В своем заявлении сенатор постарался не только следовать политике администрации, но и напомнить всем о "необходимости сотрудничества с Москвой в области уничтожения ее ОМП". То есть о программе Нанн–Лугар. Помимо этого, в речи Ричарда Лугара прозвучала фраза о том, что "лишь 4% российской нефти экспортируется в США". "Видимо, в конце июня у Белого дома еще оставались надежды на то, что энергетический диалог с Кремлем получит реальное наполнение",– сказал Ъ один из экспертов в Вашингтоне. "К середине лета,– продолжил тот же эксперт,– от этих надежд ничего не осталось, что вызвало резкое недовольство весомой части администрации, к которому прибавилось раздражение попытками Кремля убрать американские базы из стран Средней Азии". В выступлении 27 июля этого года на утверждении Уильяма Бернса новым послом США в Москве Ричард Лугар уже ни словом не обмолвился о нефтяных богатствах России. Собственно, и Белый дом продолжает придерживаться той политики в отношении России, которую сформулировал в сенате Ричард Лугар. Публично никаких резких заявлений не последовало. "Трудно ожидать,– сказал Ъ источник в аппарате конгресса,– что Лугар в Москве станет публично критиковать Путина". "Однако,– добавил он,– после поездки в Россию сенатор улетит в Киев на встречу с Виктором Ющенко, а затем в Баку к Ильхаму Алиеву". По мнению источника, такой маршрут Кремлю будет вполне понятен.
|