"Урагангейт" для республиканцев |
| 2005-09-06 14:16:48 Стомиллиардный ущерб, а также социальный и политический раскол в стране – таковы для нынешней американской администрации США последствия урагана «Катрин», пронесшегося над южными штатами. Президенту Джорджу Бушу буря принесла, может быть, решающее испытание его карьеры. «Катрин» определит наследие, которое Буш оставит преемнику.
Готовы помочь многие
Самолеты МЧС РФ и деньги от миниатюрного, но богатого нефтью Катара (20 млн. долл.) и даже 100 тыс. долл. от получателя американской помощи Афганистана – практически все, кто мог помочь, откликнулись на беду. По словам госсекретаря США Кондолизы Райс, беда вызвала «быструю, теплую и сочувственную реакцию» со стороны международного сообщества. Помощь предложили около 60 государств, и вся она, по словам госсекретаря, с благодарностью принята.
Это, разумеется, далеко не означает, что все грузы и спасатели уже доставлены в США. Транспортные и организационные трудности таковы, что, например, власти Швеции отменили вылет своих уже загруженных самолетов. Американцы благодарят, но, похоже, предпочитают уже налаженный натовский канал помощи. Так что согласие Вашингтона принять содействие из-за рубежа – не столько от нехваток, сколько проявление учтивой вежливости в поведении страны, до этого обходившейся всегда своими силами.
Наводнение подмочило репутацию Буша
В понедельник президент США Буш вновь посетил пострадавшие от урагана районы. Эта поездка, как и визиты во время уикенда шефа Пентагона Дональда Рамсфелда, начальника ОКНШ генерала Ричарда Майерса и госсекретаря Кондолизы Райс, рассматривается в Вашингтоне как составная часть мероприятий по «исправлению ущерба». Ущерба не экономике, а репутации президента и его администрации.
Первыми обратили внимание Буша на этот ущерб представители его родной Республиканской партии в Конгрессе. На совещании в Белом доме в минувшую пятницу они отметили, что федеральный центр слишком поздно прореагировал на случившееся и поначалу оставил население и местные власти один на один с бедой.
В действительности в Вашингтоне было просто некому распорядиться. Буш находился в отпуске на своем ранчо в Техасе, вице-президент Дик Чейни – в Вайоминге, также на ранчо, а Райс уже во время катастрофы видели беззаботно покупающей туфли на Бродвее в Нью-Йорке. После жалобы конгрессменов всю эту индифферентность смыло как ураганом. Буш срочно распорядился улучшить публичный имидж администрации, доверив планирование главному стратегу своей избирательной кампании, а ныне заместителю главы аппарата Белого дома Карлу Роуву. Последний и стал инициатором поездок на места наиболее заметных руководителей ведомств.
Еще одно критическое замечание, на которое вынужден реагировать Белый дом, – критика неготовности администрации к своевременному и крупномасштабному оказанию помощи жертвам катастрофы. Оправдываясь, глава Министерства внутренней безопасности США Майкл Чертофф заявляет, что нынешние ураган и наводнение представляют собой «самое крупномасштабное в американской истории сочетание катастроф». Кроме того, говорит он, «в действующей государственной структуре ответственность за планирование и объявление эвакуации граждан из зоны бедствия возложена на власти штатов и местную администрацию, а центр лишь должен откликнуться на просьбу о помощи». При этом Чертофф объявил, что в сложившейся обстановке он берет в свои руки управление операциями по спасению в южных штатах. Получается, что в промахах виновны местные власти, а Вашингтон лишь выручает всех – и местные власти, и население.
Жертвы катастрофы
Еще один негатив очень просто разъяснил американцам известный рэп-музыкант Кани Уэст. «Буша не волнует судьба чернокожих, – сказал музыкант. – Я ненавижу то, как нас представляют СМИ, которые, если показывают черную семью, говорят, что они грабители. Если вы видите белую, то говорят, что они ищут продукты», – заявил музыкант на благотворительном концерте в пользу жертв урагана. На то, что чернокожие американцы стали, таким образом, двойной жертвой катастрофы, обратили внимание общественности и руководители крупнейших негритянских организаций США, которые провели на эту тему специальную пресс-конференцию.
Катастрофа обнажила остроту социального и этнического неравенства, особенно сильного на юге США. Известно, что примерно две трети населения Нового Орлеана – чернокожие. Из них одна четвертая имеет доход ниже черты бедности. Треть семей не имеет личных машин, и немало таких, кто не смог себе позволить билет на междугородный автобус. Все эти люди просто не имели возможности откликнуться на прозвучавший накануне урагана призыв к эвакуации из города.
В залитых водой кварталах Нового Орлеана ведется усиленное патрулирование силами армии и полиции. Вооруженные солдаты получили приказ стрелять по мародерам, если они будут оказывать сопротивление. В этой местной войне уже есть убитые и раненые. По данным властей, из 1500 местных полицейских около 200 дезертировали, еще 2 совершили самоубийство под влиянием стресса и перенапряжения. Однако в городе начинает налаживаться порядок.
Кризис власти
Нынешняя катастрофа рассматривается наблюдателями как серьезный тест для Буша. Выдержит его президент – оставит о себе хорошую оценку в истории. Не выдержит – будет выглядеть неудачником, подобно Джимми Картеру, ставшему неудачником из-за проигрыша в Иране. Считается, что кризисную ситуацию после 11 сентября 2001 года Буш преодолел благодаря проявленной американцами сплоченности, а затем успешно организованной военной операции в Афганистане.
Сейчас Буш и его администрация столкнулись с новой бедой, которая в отличие от терактов 2001 года стала разъединяющей. Это связано, в частности, с обострением проблем отношений между богатыми и бедными, меньшинствами и властями, федеральной и местной администрацией.
За медлительность и неготовность противостоять беде Буша и его окружение ныне критикуют не только соперники-демократы, но и некоторые представители Республиканской партии. И еще больше – общественность и СМИ. Даже появилось словечко «Урагангейт». Правда, о попытках импичмента речи не идет, так как Белый дом опирается на поддержку республиканского большинства в обеих палатах парламента.
Тем не менее трагедия на юге США неизбежно отразится на социальном климате и способна даже «наказать» президента и Республиканскую партию, лишив их поддержки немалого числа избирателей. Не за горами промежуточные выборы ноября 2006 года, когда будет переизбираться весь состав Палаты представителей, одна треть Сената и органы местной власти. И уже сейчас эксперты предсказывают отход чернокожих избирателей от поддержки республиканцев, что неизбежно скажется на составе Конгресса. Это станет одним из наиболее стойких последствий урагана.
|