2005-09-09 10:03:54 Всего на несколько часов президент России прилетел в Берлин, чтобы в разгар предвыборной кампании поддержать своего друга Герхарда Шрёдера. Немецкая столица встретила Владимира Путина плакатами, агитирующими за действующего немецкого канцлера. Или его оппонента, лидера оппозиции Ангелу Меркель.
Владимир Путин вчера встретился с обоими конкурентами. А между встречами Путин и Шрёдер приняли российско-германское заявление о сотрудничестве в области энергетики и освятили своим присутствием подписание другого исторического документа – соглашения об условиях реализации проекта строительства Северо-Европейского газопровода.
В Москве и Берлине сделали все возможное, чтобы короткий визит Путина в Берлин за десять дней до перевыборов бундестага не рассматривался как предвыборный. На переговорах российского президента и пока еще федерального канцлера Германии Герхарда Шрёдера работали только личный фотограф и оператор Путина. Зато на встречу с главой ХДС Ангелой Меркель были приглашены все прилетевшие с российским президентом журналисты. Любопытно, что накануне высокопоставленный кремлевский чиновник в беседе с журналистами заметил, что предстоящая встреча с Меркель является «традиционной встречей с главой оппозиционных сил». При этом на слове «традиционной» было сделано особое ударение.
Я сразу вспомнила знаменитую ремарку Владимира Путина, сделанную им на первой встрече с только что избранным президентом Украины Виктором Ющенко: «Даже с оппозицией мы не работаем в обход действующего руководства той или иной страны».
Высокопоставленный чиновник Кремля напомнил, что Борис Ельцин встречался с Герхардом Шрёдером, когда тот еще был в оппозиции. Действительно, что в канун германских выборов 1998 года Борис Ельцин, до последнего момента целиком полагавшийся на старую дружбу с канцлером Колем, тем не менее нашел время для встречи с его соперником во время своего визита в Бонн. Кстати, то же самое тогда сделал его американский друг Билл Клинтон. Причем впервые в практике американских президентов он тогда лично пригласил немецкого кандидата в канцлеры официально посетить США.
Кстати, Ангела Меркель немного говорит по-русски (она выросла и большую часть жизни прожила в ГДР), а ее любимый писатель – Михаил Булгаков. Это, впрочем, не мешает лидеру немецкой оппозиции во внешней политике ориентироваться на Соединенные Штаты. Как пишет немецкая газета «Frankfurter Rundschau», отношения с Россией в отличие от правящей коалиции Меркель рассматривает как «дополнение к основным приоритетным контактам – США, Франции и Великобритании». Вероятно, вчера Владимир Путин дал понять возможно будущему германскому канцлеру, что Москву такая роль вряд ли будет устраивать.
Возле гостиницы «Континенталь», в которой проходило подписание соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, прошел импровизированный митинг. Несколько человек в одеждах коренных жителей Севера стояли с плакатом: «Россия и Германия, стоп разрушению исконной среды обитания коренных народов». Это весьма странное мероприятие, как выяснилось, организовала немецкая организация по защите репрессированных народов. А сами коренные жители, которые оказались бывшими жителями Камчатки и Сахалина, заявили, что применяемые нефтяниками и газовиками технологии нарушают экологию российского Севера. Об этом северяне, собственно, и хотели сказать Путину и Шрёдеру. При этом они, правда, точно не смогли сказать корреспонденту «НГ», что же пойдет по трубе, которую собираются протянуть по дну Балтийского моря, – нефть или газ.
|