2005-09-09 14:22:28 На вопрос, искоренима ли бедность в принципе, специалисты Программы развития ООН (ПРООН) дают положительный ответ, но полагают, что время для ее искоренения уходит. В канун Всемирного саммита, который состоится в ООН на будущей неделе, ПРООН представила свое видение проблемы. В докладе «Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства» делается нехитрый вывод -- чтобы побороть крайнюю нищету, богатым странам надо меньше тратить на себя и больше помогать бедным. Однако, признает один из авторов доклада Сара Берд-Шарп, «мир становится более богатым, но менее щедрым».
В 2000 году все мировые лидеры одобрили Декларацию тысячелетия, согласно которой к 2015 году будет вдвое сокращена крайняя нищета (проживание менее чем на 2 долл. в день), на две трети уменьшена детская смертность и введено всеобщее начальное образование. Этот срок истекает менее чем через десять лет. Но, как образно сказано в докладе, «без необходимых инвестиций и политической воли вексель, выданный бедным людям всего мира, вернется с пометкой «недостаток средств на счете».
По мнению авторов доклада, для ликвидации крайней нищеты необходимо расширять международную помощь, реформировать международную торговлю в интересах бедных и бороться с насильственными конфликтами. Но рецепты, предлагаемые этой организацией, не выглядят ни эффективными, ни выполнимыми.
Размеры международной помощи, в том числе и на борьбу с бедностью, давно уже исчисляются десятками миллиардов долларов. И роскошные виллы на берегу Женевского озера демонстрируют, что некоторым африканцам действительно удается улучшить свое материальное положение за счет зарубежной помощи, но до континента в целом эти деньги не доходят. Кроме того, разгоревшийся сейчас скандал вокруг программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» вообще ставит под сомнение способность международных организаций эффективно расходовать деньги, предназначенные на благие цели.
К тому же, и этого не отрицают в ПРООН, богатые страны совсем не стремятся улучшать положение бедных за свой счет. Ведь ради благородной цели помощи бедным странам мировым лидерам необходимо поступаться интересами собственных граждан. Например, Евросоюз 40% своего бюджета тратит на субсидии сельскому хозяйству, в котором занято всего 2% населения. Но из-за этой поддержки продукция стран третьего мира остается невостребованной. Или другой пример: субсидии США на производство хлопка составили в 2005 году 4,7 млрд долл., в то время как Буркина-Фасо производит его гораздо дешевле, и это ее главный товар. Половина всего экспорта этой страны приходится на хлопок. На взгляд авторов доклада, надо перестать помогать «своим», с тем чтобы бедные страны смогли продвигать свои товары. Выполнение подобных рекомендаций выглядит не совсем реальным. Не говоря уж о «чрезмерно высокой концентрации сетевых супермаркетов», которые не интересуются продукцией мелких фермеров.
Конечно, безработный европеец неизмеримо богаче африканца, но все же вряд ли какое-то правительство готово сознательно увеличивать безработицу у себя в стране для того, чтобы помочь Африке. Это понимают и авторы. Как заявила специалист по торговой политике ПРООН Джина Волынски, «богатые страны ставят высокие ввозные тарифы для развивающихся, но требуют от них низких тарифов для себя». У этой проблемы также нет решения.
Есть и еще одна актуальная проблема -- насильственные конфликты. 40% всех конфликтов начиная с 1990 года произошло на Черном континенте. Хотя, признают авторы доклада, нет прямой связи между бедностью и насилием, но вероятность гражданской войны в странах со среднедушевым доходом ниже 250 долл. в год в два раза выше, чем в странах, где душевой доход составляет 600 долл. Тем не менее самые крупные конфликты последних лет произошли в Югославии, Афганистане и Ираке, далеко не самых бедных (за исключением Афганистана) странах. И в значительной степени были спровоцированы странами-лидерами, а вовсе не собственными повстанцами.
Особую роль в решении мировых проблем должна сыграть и Россия. С одной стороны, в преддверии предстоящего председательства в «большой восьмерке» Россия обязана вести более активную политику в этой области. «Мы хотим, чтобы Россия переходила от роли получателя помощи к роли донора», -- заявила г-жа Берд-Шарп. С другой -- хотя ситуация в России лучше, чем, скажем, в Гане, проблема эта далеко не решена.
В докладе приводятся следующие данные. Богатейшим 20% населения в России принадлежит 40% всех доходов, беднейшим -- всего 20%. Кроме того, средняя продолжительность жизни сократилась с 70 лет, как это было в середине 80-х годов, до 65,3. При этом мужчина в среднем живет на 11 лет меньше женщины. Возможно, России лучше было бы сосредоточиться на решении этой проблемы внутри страны, улучшая одновременно и международные показатели. Но вряд ли это устроит другие страны. Да и Москве, претендующей на международное влияние и активное участие в "большой восьмерке", придется наравне с ведущими мировыми державами участвовать в решении мировых проблем.
|