Президентская дипломатия на руинах ООН |
| 2005-09-12 09:35:22 Нынешний сентябрь ознаменован международным супер-форумом в Нью-Йорке. 60-я сессия Генассамблеи ООН откроется встречей глав 175 государств, затем пройдет заседание Совета Безопасности и уж после этого начнутся пленарные обсуждения. Повестка дня этих мероприятий предусматривает формулирование задач, которые ставит перед собой мировое сообщество, и принятие решений по реформе ООН.
Инициаторы встречи глав государств – Саммита-2005, или Мирового саммита, и прежде всего генсек ООН Кофи Аннан, замыслили ее как промежуточную веху на пути реализации установок Саммита тысячелетия 2000 г. и отправной пункт реформы ООН. Далее конкретным планом перестройки должны были заняться Генассамблея и Совбез. И уже в следующем году эта международная организация должна была прийти в совсем ином виде.
Отвергнутый сценарий
Однако, по существу, план реформы ООН, предложенный генсеком и призванными им экспертами – «группой мудрецов», провалился. По крайней мере в той весьма важной части, которая касается реорганизации СБ – органа, наделенного полномочиями решать вопросы войны и мира.
План не выдержал испытания «на разрыв». На разрыв между различными группами интересов, прежде всего между странами, создавшими всемирную организацию в 1945 г., и новыми влиятельными странами, пожелавшими вступить в этот клуб избранных, а также между Севером и Югом, по-разному видящими роль ООН в решении проблем развития.
Показательно, что на ранг постоянных членов СБ претендуют как минимум семь стран, из них наиболее настойчива «четверка» – Индия, Германия, Бразилия и Япония. Нынешние постоянные члены СБ готовы лишь чуть-чуть потесниться, но без четкой идеи для кого: США готовы поддержать Японию, а КНР – принять Индию, но отказать Японии. Россия в принципе не возражает против упомянутых стран и еще сама двигает Германию, оговаривая все это требованием достижения консенсуса. Подобный подход трудно назвать проявлением активной дипломатии, хотя всем понятно нежелание Москвы ссориться со своими партнерами.
Не в пример Москве выделяются своей активностью американская и китайская дипломатии. Американцы предложили 750 поправок к проекту итоговой декларации Саммита-2005, а китайцы потребовали отложить обсуждение реорганизации СБ на потом.
Вопрос о составе СБ – не единственный «непроходной» сюжет. Сюда же следует отнести и попавшие под огонь критики Вашингтона установки Саммита тысячелетия. Речь идет в первую очередь об адресованном развитым странам требовании выделять фиксированную долю своего ВВП – 0,7% в качестве помощи развивающимся странам. Вряд ли получит поддержку и предложение «мудрецов» лишить постоянных членов СБ права вето на решения о гуманитарных интервенциях в случаях геноцида.
Меняющаяся повестка дня
Следует добавить, что бесперспективна попытка «четверки» решить вопрос о расширении СБ на Генассамблее. Ведь вопрос неизбежно застрянет в самом СБ. Нельзя также рассчитывать и на способность Аннана продавить то или иное предпочтительное для него решение. Ведь авторитет генсека и его влияние серьезно подорваны скандалом из-за финансовых злоупотреблений аппарата ООН в связи с иракской программой «Нефть в обмен на продовольствие». Расследование этого скандала комиссией американца Пола Волкера дало повод для предложения о «реформе в пику Аннану» – требования радикально перестроить работу секретариата ООН.
Но правы ли те, кто предсказывает, что очередной раунд многосторонней дипломатии завершится безрезультатно и сведется к принятию главами государств сугубо декларативного итогового документа? Как представляется, подобное предположение является преувеличением. Скандалы скандалами, а мельничные жернова дипломатии продолжают свое методичное движение. Возникшие споры и даже намечающийся отход от линии Саммита тысячелетия отражают изменившуюся за этот период обстановку в мире и связанные с этим перемены в приоритетах международного сообщества. В той ли иной степени начинающемуся форуму суждено зафиксировать эту смену приоритетов.
Это прежде всего перерастание террористической опасности в важнейшую международную угрозу. Показательно, что вопрос о террористической угрозе внесен в повестку дня заседания Совета Безопасности, которое состоится в начале юбилейной сессии Генассамблеи.
Другой возросший по своему значению вопрос – необходимость недопущения дальнейшего распространения оружия массового уничтожения. При этом речь идет как о решении проблем иранской и северокорейской ядерных программ, так и, возможно, об усилении самого режима нераспространения и его контрольных механизмов.
Возрастающая роль личной дипломатии
Когда пробуксовывает многосторонняя дипломатия, возрастает значение двусторонних встреч. Нынешняя осень полна таких диалогов, прежде всего в связи с начинающимся форумом. Речь идет и о встречах мировых лидеров в США. Буквально накануне Саммита-2005 должны были состояться визит в США председателя КНР Ху Цзиньтао и его встреча с Бушем в Вашингтоне, однако из-за урагана «Катрин» визит был отложен на более поздние сроки. Достигнута договоренность о встрече между президентом РФ Владимиром Путиным и Бушем в Белом доме 16 сентября.
Надо учитывать, что в этом году не только стихия осложнила личную дипломатию. Более значим переход некоторых мировых лидеров в ранг «хромых уток». Это прежде всего канцлер ФРГ Герхард Шрёдер и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Обоим в сентябре предстоят перевыборы. По прогнозам, Шрёдер скорее всего (но не на 100%) их проиграет, а Коидзуми выиграет, но будет вынужден все же оставить премьерское кресло, когда в сентябре 2006 года лишится поста лидера партии. Оба отнюдь не отключились от внешней политики, но их влияние как мировых лидеров ослабевает. Впервые вынужден был из-за болезни на время прервать свою деятельность президент Франции Жак Ширак. Еще одна «хромая утка»?
В то же время и Путин, и Буш, и тем более недавно заступивший на свой пост Ху Цзиньтао располагают достаточным временем для продуктивной внешнеполитической деятельности.
В целом же ни скандалы, ни удары стихии не способны сорвать начинающийся дипломатический сезон. Но он по этим причинам может несколько затянуться. При этом явно возросшую роль будет играть личная дипломатия с участием мировых лидеров. Именно в рамках встреч лидеров будут предварительно обсуждаться, а в ряде случае и успешно решаться актуальные мировые проблемы. И не только. Уже сейчас очевидно, что решения перспективного характера, включая план перестройки всемирной организации, удастся сдвинуть с места лишь в случае, если смогут договориться между собой лидеры ведущих стран мира.
Упомянутые персоналии
|