СНГ немного затрещало, но не развалилось |
| 2005-09-14 10:07:53 Последние события на постсоветском пространстве, в том числе и недавний политический кризис на Украине в интервью «НГ» анализирует председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.
-Андрей Афанасьевич, как бы вы оценили то, что происходит сейчас на Украине? Скажется ли киевский раскол на перспективах СНГ, на российско-украинских отношениях?
- Политический кризис, разразившийся на Украине, – прямое следствие оранжевой революции. Большинство «революционеров» продолжали, как и в ходе революции, воевать со своими оппонентами недозволенными методами, выходя за рамки правового поля, нарушая демократические нормы. Те же методы нередко использовались некоторыми украинскими политиками и для борьбы внутри взявшей власть коалиции. К тому же многие замахнулись на масштабный передел собственности. Сейчас очень важно, чтобы на Украине сформировалась такая система власти, которая не продолжала бы идти тем же путем, нанося вред собственной стране и российско-украинским отношениям. К сожалению, это очень тяжелая задача. У меня нет уверенности в том, что такого рода кризис будет последним.
– А как вы расцениваете действия Украины и Грузии в отношении СНГ, их идеи создания некоей альтернативы Содружеству?
– Речь должна идти об отдельных руководителях этих стран, а не об Украине и Грузии в целом. Это с их стороны мы наблюдаем последовательную линию на переориентацию политических, экономических и даже культурных отношений с Россией и другими странами СНГ за пределы постсоветского пространства. Нередко это выливается в прямые враждебные действия по отношению к России. Впрочем, антироссийски ориентированным политикам в Тбилиси и Киеве тоже приходится действовать с оглядкой на своих избирателей, камуфлировать свою риторику изъявлением чувств дружбы к России и т.п. А потому в своей политике на постсоветском пространстве мы должны учитывать не только действия антироссийской части политических и предпринимательских элит этих стран, но и интересы большей части местного населения и наши собственные интересы. Надо постоянно иметь в виду долгосрочную перспективу, то, что мы можем иметь в следующих циклах политического развития – применительно как к отдельным странам СНГ, так и к геополитической системе в целом. Во всяком случае, не надо преуменьшать притягательность и возможности России внутри СНГ.
– И все же, насколько опасными могут быть действия тбилисских и киевских раскольников для Содружества?
– Не стоит думать, что их действия не несут никакой опасности. В эти действия вложены большие средства, значительный капитал – и в материальном, и в политическом, и в идеологическом выражении. И эти вложения должны, по замыслу соответствующих «политинвесторов», приносить прибыль. Но никакой предопределенности тут нет и не может быть. Многое зависит прежде всего от нас самих, от политики России, от других стран СНГ. Еще раз хочу сказать, что для России постсоветское пространство является зоной особых стратегических интересов – не только в классическом, оборонном плане, но и в политическом, экономическом, гуманитарном. Такое же значение это пространство имеет и для других стран СНГ.
– Вы удовлетворены результатами саммита СНГ в Казани?
– Результаты казанского саммита оказались даже несколько лучше, чем ожидалось. Весьма важным следует считать подписание соглашения о гуманитарном сотрудничестве. Мне представляется обоснованной оценка замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина, который сказал, что в Казани было больше согласия среди руководителей государств СНГ, чем на многих предыдущих встречах. Саммит в Казани показал, что отказаться от СНГ не могут себе позволить даже те политические деятели, которые объявили себя приверженцами евроатлантической ориентации. Отказ от участия в СНГ противоречил бы настроениям подавляющей части населения Украины, Грузии и Молдавии, да и не только настроениям, но и кровным интересам очень многих жителей этих стран. Общеизвестно, что благополучие миллионов семей в странах СНГ напрямую связано с доходами, которые получают их кормильцы, работая в России.
– Вы ожидали, что Туркмения заговорит в Казани об ассоциированном членстве?
– Для меня это не было неожиданностью. И я не вижу ничего в этом драматического.
– Каковы, по-вашему, перспективы СНГ?
– Оценивая перспективы, прежде всего следует учесть глубину тех процессов, которые привели к нынешнему весьма сложному положению в СНГ, к тому, что происходило в России и других странах постсоветского пространства еще в 1990-е годы. Нельзя забывать, что в молодом российском политическом классе в 1990-е годы были сильны настроения типа «никуда они от нас не денутся», что другие республики были для СССР «обузой» и такими останутся для России. В то же время значительная часть новых элит в странах СНГ старалась всеми правдами и неправдами проторить себе дорогу на Запад, а Запад активно стимулировал эти намерения.
На мой взгляд, в обозримой перспективе СНГ будет действовать как организация для координации борьбы с организованной преступностью, с терроризмом, для сотрудничества в области образования, науки, культуры, в области транспорта, в миграционной политике.
|