Минимум 140 человек погибли и около 230 получили ранения в результате теракта в Казимии -- шиитском районе Багдада. Смертник на заминированном автомобиле врезался вчера в очередь, стоявшую у пункта найма рабочей силы.
31 августа в той же Казимии около тысячи человек были насмерть растоптаны в давке или утонули в Тигре, когда в почти миллионной толпе, направлявшейся к шиитским святыням для совершения религиозных обрядов, пронесся слух о присутствии смертников среди верующих. До сих пор неизвестно, кто вызвал трагедию, -- паникер или засланный провокатор.
Еще один самоубийца вчера взорвал заминированную машину в шиитском столичном районе Шула, убиты 11 человек. Третий смертник подорвал в шиитском районе Аль-Адиль местный полицейский патруль, погибли трое стражей порядка. А недалеко от Багдада в городке Таджи, где проживает смешанное шиитско-суннитское население, неизвестные в форме иракской армии вытащили из домов и тут же расстреляли 17 горожан-шиитов. Таким образом, за один вчерашний день в центре Ирака погибло не менее 170 человек.
Президент Ирака курд Джаляль Талабани сейчас находится в Нью-Йорке на саммите ООН. Там он провел вчера переговоры и с президентом России Владимиром Путиным, выразившим соболезнование иракскому народу. В Москве, по словам Путина, понимают, что иракское руководство принимает «все меры для обеспечения безопасности», но ясно, что ситуация в Ираке «очень сложная».
Путин заверил иракского президента, что «российские специалисты возвращаются в Ирак», не приведя, однако, конкретных примеров, а Талабани, по сообщениям информационных агентств, высоко оценил этот факт и объявил, что «очень хочет возвращения в Ирак российских компаний». Талабани поблагодарил Россию за поддержку иракцев в борьбе с терроризмом и напомнил, что у наших стран «общие враги и общие цели». За последние теракты в Ираке ответственность на себя взяла «Аль-Каида».
Накануне на переговорах с президентом Джорджем Бушем в Вашингтоне Талабани выразил надежду на то, что иракские силы смогут полностью взять на себя охрану страны к концу 2006 года. Талабани, правда, признал, что график вывода американских войск из Ирака не разработан, так как само его наличие "было бы на руку террористам".
Иракское и американское руководство в последнее время в один голос обвиняют соседнюю Сирию в нежелании "прекратить поток иностранных боевиков" со своей территории в Ирак. Дамаск обвинения категорически отвергает, уверяя, что границы под контролем.
Как раз у границы с Сирией в Ираке идут сейчас тяжелые бои. В частности, в местечке Талль-Афар, где, по утверждению иракских властей, за последние несколько дней было убито более 200 боевиков и еще несколько сотен взято в плен. Этот суннитский город, а также суннитские Эль-Карабила и Эль-Каим подверглись интенсивным бомбардировкам, погубившим десятки горожан и вызвавшим исход населения.
Вице-президент Ирака суннит Гази аль-Явар осудил операцию в Талль-Афаре. Новое возмущение суннитов накладывается на их отрицание шиитско-курдского проекта новой конституции, который должен быть представлен на всенародный референдум в середине октября. На днях президент Талабани допустил возможность "нового референдума", если сунниты отклонят проект. Они контролируют четыре из 18 провинций Ирака, а по закону "завернуть" документ могут даже три провинции.
По просьбе "Времени новостей" ситуацию прокомментировал президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин: "Суннитов, конечно, не устраивает вырисовывающаяся конфигурация власти в Ираке. Но сохраняющееся иностранное военное присутствие раздражает не только их. Оно способствует участию в сопротивлении, выступающем под антиоккупационными лозунгами, самых разных людей. Многие из них не за Саддама и не за халифат. Им просто не нравится, что по их земле ходят до зубов вооруженные американцы и стреляют в кого ни попадя".