В Москве ждут Еханурова, в Киеве – Путина |
| 2005-09-26 10:14:39 В конце минувшей недели в Москве с рабочим визитом побывал министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. В интервью «НГ» он рассказал о целях и итогах этой поездки и перспективах украинско-российских отношений после смены правительства на Украине.
– Главный вопрос, который сейчас интересует всех: можно ли рассчитывать на потепление отношений между Украиной и Россией?
– Судите сами. Одной из основных тем, которые обсуждались на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым были вопросы, связанные с подготовкой намеченного на октябрь визита в Киев российского президента Владимира Путина. При неурегулированности межгосударственных отношений подобные вопросы обычно не рассматриваются. Кроме того, решено, что в начале октября (еще до визита Путина в Киев. – «НГ») в Москву приедет новый премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Перед поездкой в Москву я говорил об этом с нашим премьером, и он выразил желание, чтобы этот визит состоялся как можно раньше. Вы знаете, что предыдущий премьер Юлия Тимошенко так и не побывала в Москве, несмотря на приглашения и заверения российской стороны в том, что никаких проблем с ее пребыванием в России не будет.
В целом же, несмотря на краткосрочность визита, я считаю его весьма продуктивным и успешным. Именно так я оценил бы встречи с моим российским коллегой Сергеем Лавровым, с вице-премьером правительства РФ Александром Жуковым, с секретарем Совбеза Игорем Ивановым.
– Подписали ли вы в Москве какие-то документы?
– Нам удалось договориться и решить проблемы, которые месяцами не удавалось решать на экспертном уровне. Например, о включении весьма важных положений в план украинско-российского сотрудничества на 2005–2006 годы. Этот план разрабатывается по поручению президентов Ющенко и Путина, и он может быть подписан во время визита президента РФ на Украину. Мы вышли на договоренности по вопросам демаркации границы, открытия дополнительных консульских учреждений в обеих странах, защиты прав граждан России на Украине и прав граждан Украины в России, в частности упрощенный порядок получения гражданства и отказа от него, упрощенный порядок пересечения границы жителями приграничных районов. Договорились мы и об открытии отделения торгово-экономических миссий России на Украине в регионах, представляющий торгово-экономический интерес для российской стороны. Обсуждались и проблемы с Черноморским флотом РФ. Здесь тоже есть взаимопонимание.
– В общем, можно считать, что пауза, возникшая в украинско-российских отношениях, осталась в прошлом?
– Пауза эта оказалась, к сожалению, весьма продолжительной – на 7 месяцев... Я убежден, что новый премьер Ехануров и новый состав правительства будут нацелены на то, чтобы развивать в конструктивном русле российско-украинские отношения. В этом не должно быть никаких сомнений, поскольку наш президент является гарантом того, что отношения между Украиной и Россией должны быть дружественными, конструктивными и прагматичными. И то, что новый премьер выразил желание свой первый зарубежный визит совершить в Москву, является тому подтверждением.
– Повлияет ли пережитый Украиной политический кризис на перспективы вступления вашей страны в Европейский союз и НАТО?
– Кризиса не было. Были проблемы внутри президентской команды. Но те меры, которые были приняты президентом, укрепили политическое единство в обществе. Вы знаете, что президент инициировал проведение круглого стола, которого до сих пор не было. В результате президент, спикер и премьер-министр вместе с лидерами девяти фракций Верховной Рады подписали декларацию о единстве и сотрудничестве ради будущего Украины. Это очень важный сигнал для всех политических сил, поскольку впервые после президентских выборов общий знаменатель нашли и те силы, которые выиграли выборы, и проигравшая оппозиция. Так что возникшие проблемы никак не повлияют на внешнеполитический курс Украины.
– Планирует ли украинское руководство учитывать мнение Москвы в вопросе интеграции в ЕС и НАТО?
– Мы должны учитывать интересы всех наших партнеров, тем более стратегических, каким, несомненно, является для Украины Россия. Украина не будет принимать участие ни в каких объединениях, которые бы имели своей целью враждебное или недружественное отношение к России – это аксиома, которой мы придерживались и будем придерживаться в своей внешней политике. Евросоюз и НАТО являются теми организациями, с которыми у России достигнут намного больший прогресс в отношениях, нежели у Украины, поэтому речь не идет о том, что мы ставим своей целью как-то отгородиться от России. Сам вопрос о том, куда идет Украина – на Запад или к России, неправилен, поскольку мы должны реализовать свои национальные интересы и внешнеполитические цели, интегрируясь в объединенную Европу, и реализовать свои интересы, установив нормальные и конструктивные отношения с Россией.
– Не считаете ли вы политику украинского руководства, как и при Кучме, чрезмерно многовекторной, не позволяющей определить долгосрочных стратегических партнеров страны?
– Внешняя политика при Кучме и нынешняя, как говорят у нас, в Одессе, – это две большие разницы. Поскольку провозглашалось одно, а делалось совершенно иное. Провозглашалось намерение вступить в ЕС и НАТО, а по сути, в стране дело шло к установлению авторитарного режима и отходу от демократических стандартов. То есть в Москве декларировалось, что Украина заинтересована в создании СНГ, ЕЭП и т.д., а в Брюсселе – что Украина прежде всего стремится в ЕС и НАТО. Сейчас такого разнобоя нет, наши внешнеполитические цели одинаково акцентируются и заявляются как в Москве, так и в Брюсселе. Кроме того, новая власть Украины получила огромный кредит доверия как от народа, так и от международного сообщества. Главное – осторожно и бережно относиться к этому кредиту доверия. Если говорить о международных делах, то здесь мы должны убедить наших партнеров в том, что у новой власти слово не расходиться с делом. Я думаю, что это является залогом того, что Украина приобретет больший кредит доверия как со стороны России, так и со стороны наших партнеров по ЕС и НАТО. А говорить о многовекторности как о негативе в отрыве от сути политики я бы не стал, поскольку интересы Украины, как и интересы РФ, базируются на национальных интересах. Россия – страна, имеющая глобальные интересы, Украина – страна региональная.
|