Предпоследнее предупреждение |
| 2005-09-26 12:00:55 Иранский парламент не намерен ратифицировать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Об этом заявил вчера спикер парламента Ирана Голямали Хаддад Адель, комментируя резолюцию совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по иранскому "ядерному досье" и требование к Тегерану ратифицировать Дополнительный протокол к ДНЯО. "Меджлис никогда не ратифицирует договор, который противоречит принципам, правам и национальным интересам Ирана", -- подчеркнул спикер, подтвердив готовность Ирана сотрудничать с МАГАТЭ.
Ключевым вопросом дискуссий в совете управляющих стал второй пункт резолюции, касающийся передачи "ядерного досье" Ирана на рассмотрение Совбеза ООН с видимой перспективой введения против Тегерана международных санкций. Проанализировав сотрудничество иранских властей с МАГАТЭ и обнаружив в нем "хороший прогресс", авторы документа все же констатировали "отсутствие уверенности в том, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели". Сложившаяся ситуация, отмечается в документе, "дала повод поднять вопросы, которые находятся в компетенции Совета безопасности как органа, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности".
Как и предполагала газета "Время новостей", в тексте резолюции отсутствует положение о немедленной передаче "ядерного досье" Ирана в СБ ООН, на чем последнее время настаивали противники иранской ядерной программы во главе с США и против чего возражала Россия. Однако возможность подобной передачи отныне документально закреплена. И теперь все будет зависеть от двух моментов. Первый -- содержание нового доклада генерального директора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи, который тот должен подготовить по существу проблемы. И хотя в тексте резолюции не говорится о сроках представления доклада, г-н аль-Барадеи на пресс-конференции в Вене выразил надежду, что документ будет готов к заседанию совета управляющих МАГАТЭ в ноябре.
Другим новым аспектом в развитии отношений между МАГАТЭ и Ираном стало требование к Тегерану немедленно ратифицировать и полностью выполнить Дополнительный протокол к ДНЯО. С 18 декабря 2003 года Иран соблюдал его на добровольной основе. Теперь добровольности недостаточно. Резолюция совета управляющих МАГАТЭ требует, чтобы все "меры прозрачности" были "немедленно" санкционированы иранскими парламентариями.
Резолюция наделяет международных инспекторов полномочиями, "выходящими за формальные требования Дополнительного протокола". Предусматривается их беспрепятственный доступ ко всем интересующим лицам, документам и объектам (включая военные предприятия, исследовательские центры, производства продукции двойного назначения).
За резолюцию по ядерной программе Ирана, принятую советом управляющих МАГАТЭ в субботу и подготовленную "европейской тройкой" (Великобритания, Франция и Германия), проголосовали 22 государства. Против выступила только Венесуэла. 12 стран, в том числе Россия, Китай, Бразилия, Мексика и ЮАР, воздержались.
На вопрос корреспондента «Времени новостей», трудно ли пришлось в ходе переговоров по резолюции, один из членов российской делегации в Вене вчера просто махнул рукой и сказал: "Трудно, очень трудно. Даже не то слово". Собеседники "ВН" из числа российских дипломатов не скрывали, что начиная с четверга, когда был представлен первый вариант итогового документа, и до субботнего голосования ситуация значительно изменилась. До последнего момента не было уверенности, что резолюция вообще будет поставлена на голосование, так как расклад сил был неясен. Как удалось услышать в кулуарах нашему корреспонденту, многие страны, например Индия, меняли позицию и принимали решение голосовать за итоговый вариант документа в последний момент.
Левая индийская оппозиция уже обвинила правительство Манмохана Сингха в том, что оно поддалось давлению США и отказывается от национальной политики неприсоединения и поддержки стран третьего мира. США и европейцы, в первую очередь Великобритания, воздействовали на колеблющихся обещаниями уступок по другим важным для этих стран вопросам. Тегеран уже выразил особое недовольство действиями Лондона.
Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс поспешил назвать резолюцию совета управляющих МАГАТЭ существенным шагом вперед в международных усилиях по изоляции Ирана. Подобная трактовка представляется односторонней. МИД России призвал не драматизировать ситуацию, рассматривая резолюцию совета управляющих МАГАТЭ "как сигнал для продолжения и наращивания сотрудничества агентства с Ираном".
Подводя итоги дискуссий, собеседник "ВН" из российской делегации в Вене (а туда вчера прибыл глава «Росатома» Александр Румянцев) отметил: "Надо ждать, каковы будут действия каждой из сторон. На данном этапе Иран настроен очень решительно". Впрочем, несмотря на сдержанность резолюции и жесткие заявления из Тегерана, очевидно, что поле для маневров иранских властей существенно сузилось.
Андрей ЗЛОБИН, Вена, Петр ИСКЕНДЕРОВ
|