Ястржембский отказывается слушать Deutsche Welle в Минске |
| 2005-10-03 10:45:51 Завтра в Лондоне откроется саммит Россия–Евросоюз. Почему на этот раз Москва и Брюссель вновь не смогут подписать соглашение об облегчении визового режима? Могут ли быть пересмотрены договоренности с ЕС о вступлении России в ВТО? Как отразился кризис объединенной Европы на отношениях с Россией? На эти и другие вопросы отвечает помощник президента РФ, спецпредставитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом Сергей Ястржембский.
– Сергей Владимирович, что помешало подготовить соглашение об облегчении визового режима к саммиту в Лондоне?
– Чисто технические вещи. Основной круг вопросов был решен на последней экспертной встрече еврокомиссара по делам юстиции и безопасности Франко Фраттини и помощника президента России Виктора Иванова около двух недель назад. Но согласно процедуре Евросоюза после этого представители всех 25 стран должны были утвердить или не утвердить проект документа. Недавно такая встреча произошла, и Европейский союз выдвинул пять новых пожеланий. Они касаются облегчения режима регистрации иностранцев в России. В частности, они хотели бы отказаться от личного присутствия иностранца в момент регистрации в Москве.
– В этом соглашении речь идет об отмене виз или все-таки об облегчении визового режима для отдельных категорий граждан?
– Пока это, разумеется, не безвизовый режим. Он остается общей целью России и Евросоюза. В соглашении речь идет об очень многих категориях граждан – бизнесменах, научных работниках, преподавателях, студентах, журналистах. На обычных туристов, которые не подпадают под эти категории, соглашение не будет распространяться. Система выдачи виз во всех странах Шенгенской зоны, включая новичков, должна стать унифицированной. Визы станут дешевле, выдаваться быстрее, и они будут действовать от года до пяти лет с правом нескольких въездов в страну. Особая категория – люди, которые хотят побывать на кладбищах, захоронениях и т.д. Для них будет действовать особый льготный режим.
– А есть ли уверенность, что это соглашение одобрит Европарламент?
– Не думаю, что после многочисленных согласований Еврокомиссии (КЕС) кто-то из членов ЕС будет выбиваться из строя. Если вы дали согласие на уровне КЕС, значит, ваши позиции учтены. В противном случае это будет нарушением пресловутой еэсовской дисциплины.
– Как обстоит ситуация с договором о реадмиссии, заключение которого увязывалось с заключением соглашения об облегчении визового режима?
– Мы практически подготовили проект документа, остались только технические вопросы. Нам удалось отложить на три года вступление в силу абсолютной реадмиссии (ответственность за граждан трех стран, попавших на территорию Шенгенской зоны с территории России. – «НГ»). Мы предложили заключить соглашение о реадмиссии 28 странам, включая страны СНГ, Китаю, Вьетнаму и др.
– Почему это соглашение не может быть подписано сейчас?
– По обоим соглашениям мы подошли к финишной черте. Изначально мы договорились, что подписывать и вводить в действие оба документа будем одновременно. Надеюсь, это произойдет в ближайшем будущем. Здесь нет никакой игры. В случае с соглашением о реадмиссии работа уже завершена. Что касается соглашения об облегчении визового режима, то здесь остаются детали, о которых мы с вами говорили выше.
– Евросоюз собирается выделить 20 миллионов евро в качестве финансовой помощи на восстановление Северного Кавказа.
– Что значит встречные пожелания? Можно подумать, что Россия просила о выделении этих средств. В действительности это инициатива Евросоюза, который стремится оказать содействие развитию таких сфер, как образование, здравоохранение и мелкий бизнес. Что касается проблематики прав человека, включая положение русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, то эти вопросы регулярно обсуждаются экспертами России и ЕС.
– Как может отразиться кризис в Евросоюзе на отношениях с Россией? Могут ли возникнуть проблемы с подписанием нового договора с Евросоюзом вместо истекающего в 2007-м Соглашения о партнерстве и сотрудничестве?
– Очевидно, что после провала двух референдумов в Нидерландах и во Франции Евросоюз переживает не лучший, может быть, самый сложный период своей истории. Кризис не способствует продуктивной работе, но он стимулирует Еврокомиссию проявить характер и демонстрировать свою собственную работоспособность, в том числе и на российском треке. Напрямую кризис вряд ли затруднит совместную работу по решению проблемы 2007 года. СПС – это наше основополагающее соглашение, на котором зиждется наше сотрудничество. Чем раньше мы начнем думать, чем заменить его, тем лучше.
– Складывается впечатление, что свой характер Евросоюз на российском направлении проявляет несколько иначе – вместо решения практических вопросов ЕС, наоборот, по ряду позиций усиливает противоречия с Россией. Достаточно вспомнить поддержку прибалтийских стран в их пограничных спорах с Россией, давление на Александра Лукашенко, а также введение санкций против Узбекистана.
– Вы называете темы, по которым у нас идет давний диалог с Евросоюзом. Что касается пограничных договоров, то КЕС не хочет быть вовлеченным в эту историю. Формулировки публичных заявлений его представителей исключительно обтекаемы.
– Тем не менее Совет ЕС по общим делам и внешним сношениям поддержал Таллин и Ригу в их пограничных спорах с Москвой, а на прошлом саммите в Москве Евросоюз напрямую увязывал безвизовый режим с Россией с подписанием Москвой договора о границе со странами Балтии…
– В Еврокомиссии хотели бы, чтобы этот вопрос был решен в двустороннем режиме. Нашу позицию в Брюсселе очень хорошо знают. Мы считаем, что из ситуации, в которой мы оказались с Латвией и Эстонией в вопросе по заключению двусторонних договоров о границе, должны искать выход те, кто завел эту ситуацию в тупик. А мы готовы подключиться к этому процессу. По Белоруссии диалог продолжается, может быть, не очень насыщенный. По Узбекистану наши позиции действительно разные, но я в этом ничего не вижу драматичного. У нас и раньше были расхождения, в том числе и по Чечне. Необязательно, чтобы партнер смотрел на мир через призму твоих оценок.
– С 1 ноября в Белоруссии начнет вещание Deutsche Welle Radio. Этот проект, как известно, финансируется Евросоюзом...
– Могу высказать сожаление по поводу такого решения. Оно только добавляет нервозности, взаимного недоверия и неудовлетворения в отношениях между Минском и Евросоюзом. Никакой озабоченности ЕС ведение прямого радиовещания снять не поможет. Это использование приема из арсенала времен холодной войны. По сути, это означает вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Вряд ли можно спокойно относиться к таким действиям и, тем более, их одобрять. Думаю, что этот вопрос среди прочих может быть поднят в Лондоне.
– Как вы объясните требование еврокомиссара Питера Мандельсона отменить сборы за транссибирские перелеты, по сути являющееся попыткой пересмотра уже достигнутых договоренностей по вступлению России в ВТО?
– Я не исключаю, что эта тема также может возникнуть на саммите в Лондоне. Евросоюз сделал бы серьезную ошибку, если бы из-за одного, даже очень важного вопроса поставил под сомнение все договоренности между Москвой и Брюсселем по вступлению России в ВТО. Это могло бы привести к кризису во взаимоотношениях. Но, я думаю, на это никто не пойдет. Трудно сказать, чем руководствуется Мандельсон в своей настырной позиции по транссибирским перелетам. Во-первых, этот вопрос не является темой для обсуждения при вступлении в ВТО. Это искусственная увязка двух не связанных друг с другом проблем. Во-вторых, мы здесь усматриваем явный отход от договоренностей Паскаля Лами и Германа Грефа. Россия не отказывается от взятых на себя обязательств, а именно модернизировать систему выплат по транссибирскому маршруту до 2013 года. Мандельсон между тем настаивает на безусловной отмене всех выплат. Удивление вызывает еще и то, что он выносит этот вопрос, не имея на то мандата от национальных правительств и национальных авиаперевозчиков. Мы считаем, что решать этот вопрос нужно на основе договоренностей между Россией и Евросоюзом, достигнутых в 2004 году.
– На протяжении последних лет камнем преткновения в вопросах взаимоотношений России и ЕС был вопрос несоблюдения прав русскоязычного населения в странах Балтии. Произошли ли какие-то изменения в этом вопросе за последние полгода?
– Нет. К сожалению, серьезных подвижек мы не видим. ЕС взял на себя обязательства, подписав еще в 2003 году соответствующее соглашение в связи с расширением Евросоюза, но некоторые требования России по-прежнему остаются без ответной реакции Еврокомиссии. В ЕС есть страны, которые лучше понимают причину наших озабоченностей и кулуарно высказывают балтийским правительствам нелицеприятные оценки. Есть страны, которые откровенно выступают адвокатами правящих элит в Латвии и Эстонии. Но тем не менее КЕС здесь явно не дорабатывает. Где-то не хочет, где-то не может, а где-то проявляет пресловутую политкорректность, которая имеет глубокие исторические корни, берущие начало в 30-х годах прошлого века.
– Позиции друзей России в ЕС в лице Франции и Германии стали слабее, зато новички, большинство из которых питает далеко не самые теплые чувства к России, активно навязывают в Евросоюзе свою позицию. Как это отражается на взаимодействии Москвы и Брюсселя?
– Я не допускаю мысли, что отношения России и Германии могли бы ухудшиться даже в случае смены руководства. Но у нас группа друзей, как вы выразились, не ограничивается Германией и Францией. Отношения со многими странами в Евросоюзе развиваются по восходящей с явным знаком плюс. Это Испания, Греция, Кипр, Италия. Есть много позитивного в отношениях с Венгрией и Словакией.
– Существует ли опасность, что принятые на московском саммите дорожные карты останутся не более чем политическими декларациями?
– Такая опасность есть, если не работать. Но таких амбиций нет ни у нас, ни у европейцев. Мы продвигаемся к достижению поставленных целей. Например, транспортные ведомства скоро начнут диалог об открытии внутренних вод России для передвижения иностранных судов. Созданы рабочие группы. Наверняка будут предложения и по строительству автомобильных коридоров между Россией и Евросоюзом. Сейчас готовится несколько соглашений в области совместного освоения космического пространства. Дело идет к тому, чтобы подписать соглашение о совместном использовании спутниковых систем для нужд мореходства, воздухоплавания, спасения попавших в беду людей и т.д. Мы хотим взаимодействовать с Евросоюзом по использованию шаттла «Клипер». Готовится к подписанию меморандум о создании Евроколледжа на базе МГИМО, на который ЕС наравне с нами готов выделить 3 миллиона евро ежегодно.
|