2005-10-05 11:05:48 Авария российского истребителя Су-27 на территории Литвы 15 сентября не была следствием провокации со стороны Москвы. К такому выводу пришла комиссия, занимавшаяся расследованием инцидента. Литовские военные считают, что его причинами стали непрофессионализм и некомпетентность российских вспомогательных служб и плохая подготовленность летчика.
Вчера президент Литвы Валдас Адамкус принял министра охраны края Гедиминаса Киркиласа, главкома ВС Литвы генерал-майора Валдаса Туткуса и главу межведомственной комиссии по расследованию причин катастрофы бригадного генерала Виталиюса Вайкшнораса, которые ознакомили президента с некоторыми итогами расследования. Сразу после аудиенции глава пресс-службы президента Рита Грумадайте сообщила, что нахождение Су-27 в воздушном пространстве Литвы и его падение были вызваны "совокупностью технических, организационных и человеческих действий". Гедиминас Киркилас отметил, что в ходе проведенного расследования не было обнаружено никаких данных, которые подтверждали бы версию о провокации против Литвы и НАТО. Господин Киркилас заявил, что поставит вопрос "о необходимости усовершенствовать охрану воздушного пространства стран Балтии", добавив: "Я не понимаю, зачем вообще нужно летать с таким количеством вооружений в таком дружественном регионе, как Балтийское море. Все это попахивает остатками холодной войны". Министр заявил, что после принятия генпрокуратурой Литвы процессуального решения (о возбуждении дела в отношении пилота разбившегося истребителя Су-27 Валерия Троянова) "МИД Литвы представит оценки российской стороне".
Слова госпожи Грумадайте и господина Киркиласа подтвердили те сведения, которые были опубликованы в конце минувшей недели на сайте влиятельного информагентства Baltic News Service (BNS). В публикации со ссылкой на хорошо информированные источники говорилось, что "авария Су-27 в Литве была обусловлена непрофессионализмом и некомпетентностью российских вспомогательных служб". Очевидно, эта информация была предоставлена BNS госструктурами, расследовавшими весь ход полета Су-27 и его падение в Шакяйском районе Литвы.
По утверждению BNS, 15 сентября с авиабазы Лодейное Поле поднялись семь машин: самолет дальнего радиолокационного обнаружения A-50, три самолета-разведчика Су-24МР, два истребителя Су-27 и истребитель-перехватчик МиГ-25. В районе Латвии МиГ-25 развернулся и вернулся на базу. Остальные шесть самолетов сделали круг над юго-восточной частью Балтийского моря в районе датского острова Борнхольм и побережья Польши, где в тот день проходили учения датского флота.
По литовским данным, звено российских самолетов во время полета встретили финские F/A-18 и датские F-16. Выполнив свою миссию, пять российских самолетов сели в аэропорту Чкаловский Калининградской области. Там же должен был совершить посадку и шестой Су-27. Однако из-за неисправности навигационного оборудования пилот сбился с курса и вошел в воздушное пространство Литвы.
По информации BNS со ссылкой на выводы комиссии, "при рассмотрении завершившегося катастрофой полета можно утверждать, что находящиеся в Калининградской области службы Балтфлота, которые должны были следить за полетом самолета и обеспечить его безопасную посадку на одном из аэродромов Калининградской области РФ, работали халатно или недостаточно хорошо: наземные структуры не смогли контролировать ситуацию в воздухе. Не следует исключать возможность того, что ошибки были допущены военной службой управления полетами: при приближении Су-27 к Калининградской области диспетчеры перепутали наблюдаемые на экранах радаров следы самолетов и в результате дали пилоту истребителя ошибочные команды".
По мнению литовских экспертов, пилот истребителя Валерий Троянов во время полета не смог сориентироваться, в каком месте маршрута он находился, и не сумел своевременно распознать возможные неполадки в системах. "Пилот, возможно, побоялся по средствам связи признаться в том, что он заблудился, так как это могло негативно сказаться на его дальнейшей карьере как заместителя командира эскадрильи,– говорится в выводах комиссии.– Можно сделать предположение, что уровень подготовки пилота Су-27 Валерия Троянова был низким, число налетанных часов небольшим, вследствие чего он неадекватно действовал в экстремальной ситуации".
Российская сторона вчера спокойно отнеслась к литовским заявлениям. Начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский заявил Ъ: "Поскольку официальные материалы расследования, проведенного литовской стороной, не поступили в ВВС России, комментировать пока нечего". В свою очередь, руководитель группы российских наблюдателей за работой литовской комиссии начальник службы безопасности полетов ВВС России Сергей Байнетов отметил: "Валерий Троянов был хорошо подготовлен к полету". Господин Байнетов высказал обеспокоенность здоровьем пилота самолета, который находится под домашним арестом и до сих пор не прошел медицинского обследования.
По словам прокурора генпрокуратуры Литвы Миндаугаса Дуда, в течение суток он изучит выводы межведомственной комиссии о причинах катастрофы и примет решение о дальнейшей судьбе Валерия Троянова. В свою очередь, источник Ъ в ВВС РФ заявил, что "Валерий Троянов, скорее всего, вернется на родину уже до конца этой недели". В те же сроки ожидается перевозка автотранспортом обломков самолета в Калининградскую область.
ВЛАДИМИР Ъ-ВОДО, Вильнюс; КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ
|