2005-10-05 13:27:50 В начале ноября должен быть одобрен план российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года. Цель этого документа крайне амбициозна -- взаимный товарооборот должен быть увеличен в разы. Если в 2004 году этот показатель составлял 20 млрд долл., то к 2010 году он должен вырасти до 60--80 млрд. Однако, как рассказал «Времени новостей» научный руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев, выполнение этой задачи без коренного улучшения условий российско-китайской торговли выглядит малореальным. «Инерционный сценарий развития событий выводит нас на 35--40 млрд, и просто из воздуха еще половина не возьмется», -- заявил он.
Как всегда в России, благие начинания упираются в отсутствие дорог. Эксперты пришли к выводу, что одним из главных препятствий для радикального роста товарооборота между двумя странами является именно неразвитость инфраструктуры. Центр тяжести российской экономики находится в европейской части России, но прямого автомобильного сообщения между этой частью России и Китаем нет. Трубопроводов тоже практически нет. А железнодорожное сообщение развито очень слабо. «Относительно небольшое улучшение инфраструктуры способно очень значительно увеличить объемы торговли. Но без решения этих проблем выполнение намеченных задач становится затруднительным», -- полагает г-н Дмитриев.
Проблемы не только в том, что дорога не проложена физически, но и в отсутствии складов, таможенных пунктов и т.д. Кроме того, много проблем с транспортом внутри самой России. Также желание активнее торговать с Китаем упирается в административные барьеры. Нужно повышать эффективность таможенных органов в России, ограничивать излишний протекционизм, решать проблемы сертификации и стандартизации в обеих странах.
Любому посетителю вещевого рынка идея многократного увеличения китайского экспорта может показаться странной. Не говоря уже о том, что именно дешевые китайские товары душат многие отрасли российской промышленности -- в первую очередь производство одежды, обуви и текстиля. Однако эксперты полагают, что как раз значительного увеличения экспорта товаров легкой промышленности ждать не следует. «Отраслей, где Россия и Китай являются лобовыми конкурентами, относительно немного», -- полагает научный руководитель ЦСР. Особых барьеров для ввоза текстиля и обуви нет уже сейчас благодаря «серому» импорту.
По мнению г-на Дмитриева, китайские товары будут конкурировать не с аналогичными российскими товарами, а с импортом из других стран. Например, российское станкостроение практически умерло, объясняет г-н Дмитриев, в то время как Китай занимает в этой отрасли третье место в мире. Поэтому речь идет о том, будем ли мы закупать конкретные типы станков в Китае или в других странах. Другой характерный пример взаимодополняемости двух экономик -- сельское хозяйство. Россия -- крупнейший поставщик морепродуктов на Дальнем Востоке и могла бы еще увеличить это направление экспорта. Перспективным направлением является экспорт кормов, молочной продукции, минеральных удобрений. Но есть продукция, которую мы производим в недостаточных количествах, например чай, рис или высококачественный концентрат яблочного сока, который используется как улучшитель сока из отечественного сырья. Это статьи, по которым возможно увеличение поставок из Китая.
Кроме того, есть вообще неосвоенные отрасли, например сектор услуг. По мнению г-на Дмитриева, китайские строители могут составить достойную конкуренцию турецким и югославским компаниям, занимающим сейчас ниши на этом рынке. Россия же вполне может наращивать в Китай экспорт высокотехнологичной продукции и технологий.
Проблема оказалась более сложной, чем представлялось ранее. Поэтому предполагается разбить ее решение на два этапа. В конце этого года российский и китайский премьеры одобрят совместный документ, в котором будут обозначены основные направления совместной работы по увеличению товарооборота. Но детальные планы действий будут готовиться уже в следующем году.
|