2005-10-07 14:28:44 С 1 января 2006 года таможенная служба Литвы собирается требовать от пассажиров российских транзитных поездов, следующих в Калининградскую область и обратно, заполнения грузовых таможенных деклараций на перевозимый багаж.
В Калининграде это нововведение вызвало резко негативную реакцию, так как этот оторванный от основной части России регион слишком уж зависим от настроений литовских политиков. Некоторые радикальные калининградские политики даже призывают отказаться от употребления литовских продуктов до тех пор, пока соседи «не одумаются». Общее мнение выразил в своем заявлении вице-спикер Калининградской областной думы Валерий Фролов: «Hововведение Литвы никак не вяжется с утверждениями литовской дипломатии о том, что правила российского пассажирского транзита не будут меняться в сторону ухудшения». «Людям непонятно, будут ли они вносить в грузовую таможенную декларацию каждую банку варенья или консервов, подарки родственникам, а также личные вещи или те же сигареты», -- заметил вице-спикер.
Озабочено очередным литовским «подарком» и руководство Калининградской железной дороги. По словам первого замначальника КЖД Анатолия Хохлова, это уже третье по счету усложнение правил транзитного проезда российских граждан в Калининград. Он напомнил, что ранее в этом году Литва обязала пассажиров покупать медицинские страховки международного образца, затем запретила провоз валокордина и корвалола (с недавних пор литовская сторона стала считать их психотропными веществами).
Система калининградского транзита появилась несколько лет назад -- после вступления Литвы в Евросоюз. Тогда литовские власти клятвенно заверяли, что никаких ущемлений свободы передвижения калининградцев не будет. Но постепенно литовцы создали такие условия, при которых проезд на поезде в Калининград или из него становится не только весьма хлопотным, но и даже физически тяжелым занятием. Обязательное наличие загранпаспорта, медицинской страховки, оформление в поезде УПД-ЖД, бессонная ночь из-за постоянных проверок на границах, а теперь еще и декларирование багажа -- кому понравится такой «набор туриста»? Ответ очевиден, поэтому, по словам Анатолия Хохлова, уже сейчас можно прогнозировать, что новые правила проезда через Литву в очередной раз негативно отразятся на пассажиропотоке. «Количество перевезенных за восемь месяцев текущего года пассажиров сократилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, а по сравнению с 2002 годом -- более чем в два раза», -- пояснил он.
Совсем недавно губернатором Калининградской области стал влиятельный московский политик Георгий Боос. Будучи еще вице-спикером Госдумы, он проехал на поезде в Калининград, чтобы испытать прелести транзита на себе. С собой прихватил несколько упаковок корвалола, поставив их в своем купе на видном месте. Литовцы как-то узнали об этом, но на конфликт с высокопоставленным российским политиком не пошли -- на корвалол г-на Бооса никто внимания не обратил. Приехав в Калининград, он сделал несколько громких заявлений о том, что транзит неудобен, надо искать новые варианты и договариваться с Литвой. С тех пор прошло больше месяца, однако никаких конкретных мер новый глава региона пока так и не принял. Правда, по валокордину и корвалолу литовцы «отыграли обратно», разрешив свободно провозить «сердечное» для личного пользования.
Однако в остальном Литва, судя по всему, уступать не собирается. Отыгрываясь за нанесенные Москвой обиды, Вильнюс укрощает транзитом Калининград. Видимо, не зря разрешили провозить сердечные капли. Они калининградцам еще понадобятся.
|