2005-10-10 10:17:59 Россия упорно претендует на роль объединителя на постсоветском пространстве. Очередной шаг в этом направлении был сделан на минувшей неделе в Санкт-Петербурге, где было озвучено решение о грядущем слиянии двух региональных организаций с российским участием – Организации центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В первую, как известно, входят Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, во вторую – те же Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Белоруссия. Участники питерской встречи пришли к выводу, что организация ЦАС не оправдала надежд, что настоящей интеграции в этой «пятерке» не получилось, а посему для всех будет лучше, если она сольется с «более динамичной» ЕврАзЭС, куда к тому же, пусть и на правах наблюдателей, входят еще Армения, Молдавия и Украина.
Толчком к новому всплеску объединительных усилий стали заявления, которые сделал в Санкт-Петербурге узбекский президент Ислам Каримов. А он, как известно, объявил там не только о том, что Узбекистан решил стать членом ЕврАзЭС, но и предложил российскому президенту Владимиру Путину перейти от стратегического партнерства к союзническим отношениям. Стратегические отношения, по словам Ислама Каримова, назрели, и сегодня Узбекистан и Россия могут «вполне реально выйти на союзнические отношения». «Мы в этом испытываем потребность, видим в этом те цели, которые мы ставим перед собой», – сказал Каримов. По его словам, такие отношения однозначно отвечают интересам Узбекистана. Вместе с тем он выразил надежду, что они «в равной степени отвечают и интересам России и ее народа».
Идея трансформации российско-узбекского партнерства в некий союз даже на таком, весьма туманном, маловразумительно уровне проработки тем не менее встретила у Путина понимание. Во всяком случае, на встрече с Каримовым он подчеркнул, что «те теплые чувства, которые в Узбекистане питают к России, являются взаимными».
Путина можно понять. До сих пор все, что делалось Кремлем для реального, а не на уровне деклараций объединения – и на региональном, и на двустороннем уровне, – ничего путного не давало. СНГ трещит по швам, союз с Белоруссией дальше планов не продвигается, не ладится дело с ЕЭП, разговоры о некоем объединении с Казахстаном тоже остались лишь заявкой, которую тут же поспешили объявить провокацией тех сил, которые выступают против переизбрания Нурсултана Назарбаева на очередной президентский срок. Теперь вот – предложение президента Каримова.
Комментируя идею узбекского лидера, президент российского фонда «Политика» Вячеслав Никонов сказал «НГ», что предложение о налаживании между Ташкентом и Москвой союзнических отношений и даже решение президента Каримова присоединиться к ЕврАзЭС свидетельствуют «о серьезном изменении политической ориентации Узбекистана в сторону налаживания более тесных отношений с Россией». Никонов, мнение которого весьма часто совпадает с тем, что озвучивают по большей части анонимные кремлевские источники, отмечает, что в этом плане питерские заявления президента Узбекистана можно считать знаковыми, так как Узбекистан на протяжении многих лет был скорее в лагере противников интеграции и был одним из участников «раскольнической» организации ГУУАМ, из которой, правда, в этом году вышел. В целом же, считает Никонов, если Узбекистан в итоге присоединится к ЕврАзЭС, это только усилит интеграционные процессы на постсоветском пространстве, поскольку Узбекистан, отметил политолог, является третьей в СНГ страной по численности населения – после России и Украины.
Суть большинства комментариев сводится к тому, что членство в ЕврАзЭС окажет реальное положительное воздействие на экономическую ситуацию в самом Узбекистане. Кроме того, станет перспективным шагом к реальной интеграции, которой так и не случилось в формате СНГ. Многие аналитики делают упор на том, что с объединением ОЦАС и ЕврАзЭС «на смену центробежным идут центростремительные, объединительные тенденции». Что конкретно даст России и другим странам ЕврАзЭС присоединение Ислама Каримова к этому сообществу, пока неясно. Но бесспорно, что от этого шага выиграет прежде всего Узбекистан, который в последнее время оказался фактически в положении загнанного в угол. У Каримова с его интеграционными идеями, по сути, не было выбора: после майского кровопролития в Андижане он фактически стал за пределами СНГ изгоем. Кровавое, с сотнями жертв подавление майского мятежа в Андижане обернулось для официального Ташкента серьезными неприятностями. США в качестве санкций за Андижан заморозили финансовую помощь Узбекистану, а затем отказались перечислить в Ташкент арендную плату за использование в течение четырех лет американской авиабазы в узбекском Ханабаде. Не остался в стороне и Евросоюз, который ввел не только эмбарго на поставки оружия в Узбекистан, но и закрыл для высокопоставленных узбекских чиновников въезд в страны ЕС. О неприятии Западом политики президента Каримова свидетельствует и то, что госсекретарь США Кондолиза Райс, совершающая в эти дни поездку по странам Центральной Азии, исключила из своего маршрута только одну страну региона – Узбекистан. Благосклонность, с которой в Москве восприняли объединительные инициативы президента Каримова, свидетельствует о том, что оказавшегося в сложном положении партнера решено не бросать.
Однако пока все это выглядит не больше чем имитация и пиар, не имеющие отношения к реальной политике и экономике. В Москве в очередной раз решили продемонстрировать, что все еще держат руку на пульсе постсоветского пространства и еще что-то могут решать. Реальность между тем тут несколько иная. И вместо того, чтобы предложить новый проект российского присутствия на постсоветском пространстве, политически и экономически необходимого, Москва соглашается на странные пиар-проекты.
|