2005-10-10 13:03:42 Вчера в Польше состоялся первый тур президентских выборов. Опубликованные накануне предвыборные опросы показывали, что главные претенденты – Дональд Туск от правоцентристской "Гражданской платформы" и Лех Качинский от националистической партии "Право и справедливость" не набирают необходимых для победы 50% плюс одного голоса. Впрочем, кто бы ни победил, ясно, что президентские выборы этого года завершат начатый на недавних парламентских выборах правый поворот в польской политике, от которого ждут ужесточения тона Варшавы по отношению к России.
"Красно-белые" выборы
После предвыборных баталий последних недель минувшие выходные прошли в Польше на редкость спокойно. За сутки до выборов, в субботу, в стране была объявлена так называемая предвыборная тишина: участникам президентской гонки было запрещено заниматься агитацией, публиковать результаты опросов и проводить митинги. За обнародование рейтингов нарушителям грозил штраф от 500 тыс. до 1 млн злотых ($1 – 3,2 злотого). В итоге нарушителей не оказалось.
Избирательные участки открылись вчера в шесть утра и закрылись в восемь вечера, сразу после чего начался подсчет голосов. Первые результаты должны были появиться не раньше позднего вечера. При этом голосование мало чем отличалось от выборов в любой другой стране Евросоюза. В течение дня представители избирательной комиссии сообщали о том, что голосование проходит без каких-либо проблем. О том, что выборы происходят в Польше, пожалуй, напоминало лишь то, что многие избирательные урны были раскрашены в красные-белые цвета – цвета польского национального флага.
Хотя на кресло действующего президента Польши Александра Квасьневского, который, согласно конституции, не может баллотироваться на третий срок, претендовали 12 кандидатов, реальные шансы на победу имели лишь двое из них – кандидат правоцентристской "Гражданской платформы" Дональд Туск и мэр Варшавы, лидер националистической партии "Право и справедливость" Лех Качинский. Последние опросы показывали, что борьба между ними обещает быть острой: за Дональда Туска были готовы проголосовать 38,9% поляков, за Леха Качинского – 35,3%. Занимавший третье место в рейтинге популярности лидер национал-популистской крестьянской партии "Самооборона" Анджей Леппер даже теоретически не мог вмешаться в спор господина Туска и господина Качинского: ему сулили не более 13% голосов.
Последняя возможность вырвать победу, перетянув на свою сторону неопределившихся избирателей, предоставилась Дональду Туску и Леху Качинскому в прошлый четверг, когда фавориты гонки сошлись в теледебатах в прямом эфире польского канала TBN. Оценивая их итоги, наблюдатели сошлись во мнении, что слывущий политиком более радикальных взглядов и бурного непредсказуемого темперамента Лех Качинский попытался предстать перед избирателями более умеренным, и, как показали опросы, не очень удачно – в ходе дебатов господин Туск выглядел более убедительно. Однако это не изменило принципиальный расклад в президентской гонке, победителя которой, по общему мнению, должен был выявить лишь второй тур 23 октября.
Соперники по коалиции
Многочисленные сравнения предвыборных программ Дональда Туска и Леха Качинского, появившиеся накануне голосования, делали акцент на различиях во взглядах двух кандидатов. В результате чего в этих сравнениях они предстали чуть ли не как политические антиподы. В частности, Дональда Туска стали называть выразителем интересов крупного бизнеса. Противники господина Туска заговорили о том, что его экономическая платформа, предусматривающая введение единой налоговой ставки 15%, якобы направлена исключительно на обогащение богатых за счет беднейших слоев населения. Дональд Туск особо и не стремился опровергнуть выдвигаемые против него обвинения, открыто призывая поляков к радикальным болезненным реформам, призванным повысить конкурентоспособность польской экономики на мировом рынке. В свою очередь, Лех Качинский эксплуатировал образ будущего "народного президента", обещая сделать реформы не столь болезненными, повысить социальные пособия и предоставить малоимущим 3 млн квартир. Все это давало основания выдвинуть против него обвинения другого плана – назвать Леха Качинского популистом.
Бросались в глаза и другие различия между кандидатами. Так, Лех Качинский выглядел политиком, отстаивающим традиционные ценности и проявляющим при этом известный радикализм. В частности, на посту мэра польской столицы он запретил демонстрации гомосексуалистов, выступил за введение в стране смертной казни и предоставление широких полномочий силовым структурам. Кроме того, в случае победы на президентских выборах он обещал создать новую "Четвертую республику" Польши, где "не будет коррупции и морального разложения". Дональд Туск также призывал к борьбе с коррупцией, однако при этом он представал политиком умеренных взглядов, обещая полякам в случае своего избрания президентом "смягчить радикальные намерения наших партнеров по коалиции в парламенте". Примечательно, что среди тех, кто открыто противопоставил Дональда Туска Леху Качинскому, оказался и действующий президент Александр Квасьневский, заявивший о том, что "Польше не нужны проекты, подобные 'Четвертой республике' господина Качинского".
На самом же деле более пристальный взгляд на борьбу за власть в Польше позволяет сделать вывод о том, что при всех различиях между ними Дональд Туск и Лех Качинский, в свое время вышедшие из одной "Солидарности", принадлежат к одному правому лагерю и между ними нет непреодолимой пропасти. Ключом к пониманию специфики нынешних президентских выборов в Польше служат состоявшиеся двумя неделями ранее – 25 сентября – парламентские выборы, на которых правые с разгромным счетом победили левых. Напомним, что "Гражданская платформа" Дональда Туска и "Право и справедливость" Леха Качинского вместе получили свыше 51% голосов и, соответственно, 288 из 460 мест в сейме – всего на 19 мест меньше, чем необходимо для квалифицированного большинства, позволяющего вносить изменения в конституцию.
Наблюдатели обратили внимание на то, что вероятные союзники по правительственной коалиции вступили в ожесточенную борьбу за кресло главы государства лишь после того, как стало очевидно, что и на президентских выборах левых кандидатов ждет сокрушительное поражение (представляющие две правые партии господин Туск и господин Качинский вместе в опросах получали поддержку более 70% избирателей). Единственный перспективный кандидат левых – выдвинутый в президенты Союзом левых демократов Влодзимеж Чимошевич, которого, по опросам, поддерживали порядка 20% поляков, выбыл из президентской гонки из-за коррупционного скандала за три недели до выборов.
Таким образом, нынешним президентским выборам в Польше было суждено завершить поворот страны вправо, начало которому положили парламентские выборы 25 сентября.
Как справиться с Россией
То, что Дональд Туск и Лех Качинский не настолько уж отличаются друг от друга, наиболее наглядно проявляется в их взглядах на то, как строить отношения с Россией. И тот, и другой кандидат отрицательно относятся к проекту Северо-Европейского газопровода, предусматривающему прокладку трубы между Россией и Германией по дну Балтийского моря (напомним, что газопровод должен пройти через польскую территорию, что вызывает много вопросов в Варшаве). Разница заключается лишь в том, что Лех Качинский со свойственной ему бескомпромиссностью и бойцовским темпераментом осуждает проект газопровода в более резких выражениях.
Дональд Туск предпочитает не делать открытых выпадов в адрес Москвы. Тем не менее одна из его ключевых идей сводится к тому, что Польша больше не должна сталкиваться с проблемами, вызванными тем, что географически она зажата между Германием и Россией. "Мы не должны делать вид, что сегодня и в ближайшем будущем в нашей политике не будет трудных вопросов, особенно в наших отношениях с восточным соседом. Нам нужен серьезный разговор, в котором твердость не станет радикализмом, а жесткая защита наших интересов не перерастет в конфронтационность",– заявил накануне выборов Дональд Туск. Вряд ли можно считать, что этим высказыванием господин Туск успокоил российское руководство.
В течение последних месяцев Дональд Туск выступал одним из ведущих польских критиков "восточных режимов" в России и Белоруссии. Особенно острой эта критика оказалась в канун 60-летия Победы, сопровождавшегося спорами о том, как трактовать сегодня историю второй мировой войны.
В общем, в случае победы Дональда Туска вряд ли стоит рассчитывать на то, что Москве с ним будет намного легче, чем с Лехом Качинским.
|