2005-10-18 12:32:45 Премьер Михаил Фрадков провел вчера очередное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Это было уже 19-е заседание совета, однако пока иностранным инвесторам не слишком уютно в России. Даже при том, что, как следует из выступления главы правительства, иностранные инвестиции являются одним из ключевых факторов нашего экономического роста.
Объем инвестиций из-за рубежа хотя и растет, однако не теми темпами, которые могли бы устроить правительство. По данным «Росстата», в первом полугодии 2005 года в экономику России поступило 16,5 млрд долл. иностранных инвестиций -- на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными странами-инвесторами стали Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих государств приходилось 81,9% от общего количества накопленных иностранных инвестиций (по словам г-на Фрадкова, в первом полугодии объем накопленного иностранного капитала увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 37,4%, превысив 90 млрд долларов).
Напротив, структура иностранных инвестиций премьера удовлетворяет, поскольку половина этих средств направляется в обрабатывающие отрасли и торговлю.
Что не нравится иностранным инвесторам в России -- стране, по общему признанию, с колоссальными возможностями для капиталовложений, -- давно известно. Среди основных проблем, которые вчера называли инвесторы, -- сложность бюрократических процедур, коррупция, неудобное для бизнеса налоговое администрирование, выборочное применение законодательства. "Основным риском для иностранных инвесторов в России по-прежнему является недостаток предсказуемости", -- обобщил президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. (Это, впрочем, не мешает ЕБРР делать крупные вложения в России. По словам г-на Лемьера, банк планирует инвестировать в нашу страну в 2006 году 1,1--1,3 млрд евро.)
Понятно, что столь масштабные проблемы, как говорится, с кондачка не решить. Однако есть ряд препятствий для полномасштабных иностранных инвестиций, которые правительство может и обязано устранить как можно скорее. Причем подобную постановку вопроса со стороны инвесторов в кабинете министров разделяют. Но договориться внутри самого правительства о том, как это сделать на пользу и государству, и инвесторам, пока не удается.
Речь идет главным образом о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли, в проекты по разработке стратегических месторождений полезных ископаемых. Тот порядок, который существует сегодня, точнее отсутствие всякого порядка, дает повод к разговорам, что на иностранные инвестиции в России смотрят с большим подозрением. И не только к разговорам, но и к срыву конкретных проектов. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с запретом германскому концерну «Сименс» купить «Силовые машины» под предлогом стратегического характера данного актива, хотя вначале российские чиновники публично поддерживали сделку.
Г-н Фрадков вчера постарался в очередной раз развеять опасения инвесторов. По его словам, правительство не намерено запрещать западные инвестиции в стратегические сферы. «Никто ничего запрещать не планирует, просто нужны четкие правила инвестиций в тот или иной объект. Необходимо выработать свод правил, которые бы определяли интересы безопасности и обороноспособности страны, экономические интересы государства, и чтобы одновременно были прописаны условия, которые бы позволили иностранным инвесторам определиться с этими объектами и просчитать все риски», -- сказал г-н Фрадков. Хотя все, что он говорил, касалось его кабинета министров, а отнюдь не инвесторов.
Правила «работы» иностранцев с российскими стратегическими объектами предполагается зафиксировать в специальном законе «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, касающихся участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций», разработка которого подходит к концу. «Мы на завершающей стадии обсуждения», -- заверил премьер-министр. Глава Минтопэнерго Виктор Христенко был более конкретен. По его словам, законопроект будет внесен в правительство уже к 1 ноября.
Однако пока, за две недели до времени «Ч», разногласия между ведомствами остаются. Министр экономического развития и торговли Герман Греф хочет, например, чтобы ограничения, с которыми иностранные инвесторы будут сталкиваться в России, были бы четко зафиксированы в отдельном списке (г-н Греф вчера назвал ряд секторов, которые, на его взгляд, должны быть закрыты для иностранцев: банковская сфера, авиапром, ядерная энергетика, производство вооружений). В свою очередь в Минпромэнерго выступают за механизм, предполагающий рассмотрение и вынесение решения по каждому инвестиционному проекту в отдельности. В документах, подготовленных к заседанию КСИИ, такой подход назван «разрешительным».
Иностранным инвесторам, похоже, ближе как раз второй подход. Как говорится в одном из подготовленных группой инвесторов к заседанию документе, «оптимальным было бы создание системы анализа ситуаций на индивидуальной основе, в рамках которой государство имеет право ознакомиться с потенциальными иностранными инвестициями в стратегические секторы и либо запретить проведение соответствующих сделок, либо потребовать внесения в них изменений, если этого требуют интересы национальной безопасности».
Отдельные положения готовящегося законопроекта коснутся и закона «О недрах». Как сообщил вчера министр природных ресурсов Юрий Трутнев, возглавляемое им ведомство уже определило критерии отнесения участков недр к стратегическим.
Судя по готовящимся решениям, правительство делает на иностранные инвестиции серьезную ставку в борьбе за диверсификацию экономики и экономический рост. Вчера Михаил Фрадков напомнил, что «вопрос удвоения ВВП с повестки дня никто не снимал». Видимо, особо это касалось Германа Грефа, сидевшего на заседании рядом с премьером. Глава МЭРТ никак не может подготовить среднесрочную программу развития России до 2008 года, реализация которой позволила бы вывести экономический рост на траекторию удвоения. Очередной вариант программы МЭРТ внес в правительство в минувшую субботу. «В программе много изменений по сравнению с предыдущими вариантами», -- сказал министр. В частности, учтены рекомендации премьера, выработанные по итогам сентябрьского заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Но, например, рекомендация снизить НДС с 18 до 13% в программе не учтена. На проработку вопроса о снижении налогового бремени Минэкономразвития и Минфину дано дополнительное время, объяснил г-н Греф.
|