2005-10-18 12:47:24 Сегодня в Москве, в "Президент-отеле", начинает работу двухдневная международная конференции "Место и роль парламентов в борьбе с международным терроризмом". В ней участвуют представители парламентов 29 стран -- председатели палат, заместители спикеров и руководители комитетов. Кроме того, представлены шесть международных организаций. Откроют конференцию председатель Совета Федерации России Сергей Миронов и председатель сената Бельгии Анн-Мари Лизен -- организаторы этого масштабного мероприятия.
Антитеррористический саммит парламентариев приобрел статус ежегодного. Первое такое собрание, названное Международным парламентским коллоквиумом, состоялось в прошлом году в Брюсселе. Тогда была обсуждена тема правового регулирования в области борьбы с международным терроризмом и гармонизации национальных законодательств. Результатом коллоквиума стала совместная декларация.
Главная цель нынешней конференции, как рассказал «Времени новостей» ее участник, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, -- утверждение принципа всеобщего осуждения и признания противоправности терроризма. Принцип развит в целом ряде документов ООН, а в наиболее концентрированной форме выражен в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой 49-й сессией Генеральной Ассамблеи в 1994 году. Одно из центральных положений декларации звучит так: «Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, не могут быть оправданы какими бы то ни было соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание».
Однако при воплощении декларации в жизнь антитеррористическая коалиция увязла в различного рода согласованиях. В частности, никак не удается выработать универсальное определение «международного терроризма». Различные его толкования в национальных законодательствах позволяют некоторым странам трактовать действия террористов как национально-освободительную борьбу, а их самих -- как борцов за национальную независимость и свободу. Рабочая группа Совета Федерации проанализировала терминологию ведущих изданий США, Великобритании, Франции и Германии. По отношению к террористам журналисты используют преимущественно нейтральные и даже «сочувственные» термины: мятежники, партизаны, повстанцы -- 36%, сепаратисты, борцы за независимость -- 22%, боевики, вооруженные люди -- 19%. И лишь в 23 случаях из ста террористы называются террористами.
Именно пресловутая проблема двойных стандартов стала причиной того, что на недавнем саммите Организации Объединенных Наций так и не была принята Всеобъемлющая конвенция ООН о противодействии международному терроризму. Так что террористы продолжают пользоваться пробелами в национальном и международном праве, чтобы уйти от ответственности.
В ходе конференции в Москве участники, как заявлено, попытаются выработать согласованную позицию в отношении понятия «международный терроризм», чтобы затем довести его до парламентариев тех государств, которые пока не приемлют трактовку этого термина, изложенную в проекте Всеобъемлющей конвенции. Участники саммита обсудят целесообразность создания Парламентской Ассамблеи при Организации Объединенных Наций «как единого представительного органа народов мира с широкими полномочиями по определению принципиальных основ будущего миропорядка, глобальной безопасности, защиты прав и свобод человека». Предметом обсуждения станет и единый согласованный правовой механизм применения силы, в том числе и вооруженных сил, в отношении террористических организаций. Сегодня в международном праве такой механизм отсутствует.
Вообще, поле деятельности парламентариев в сфере противодействия терроризму сегодня весьма широко. До сих пор не удалось полностью вскрыть систему финансовой подпитки терроризма, обезвредить людей, оплачивающих взрывы и захваты заложников. На международном уровне не созданы правовые основы борьбы против кибертерроризма, использования Интернета для целей террористических организаций. Остаются до конца не урегулированными и многие другие проблемы, которые собирается «озвучить» на конференции российская делегация. Это, в частности, соотношение свободы слова и необходимость ограничения распространения информации при проведении антитеррористических акций; защита прав граждан и степень их ограничения в интересах других граждан и безопасности государства при угрозе террористических актов; возмещение ущерба лицам, пострадавшим в результате терактов.
Несогласованность международного права и национальных законодательств, по мнению российских парламентариев, требует разработки модельных законов на уровне региональных, субрегиональных и других международных парламентских ассоциаций. Они, в свою очередь, позволят сформировать общий антитеррористический фронт государств.
"Участникам конференции надо учесть имеющийся негативный опыт антитеррористического взаимодействия государств", -- считает Виктор Озеров. И приводит пример. Учрежденный в 1973 году специальный комитет Генеральной Ассамблеи ООН по международному терроризму успел провести всего три сессии, последнюю -- в 1979 году. С тех пор он не собирался ни разу. Спецкомитет стал заложником политики. Для одних его членов оказалось неприемлемым приравнивание национально-освободительных движений к терроризму, а для других -- концепция государственного терроризма, то есть предпринимаемых на государственном уровне действий с целью подрыва суверенитета и независимости других государств. Соблазн активизировать конфронтационность сохраняется. Она продолжает сказываться, например, на дискуссиях по проблемам терроризма в VI (юридическом) комитете Генассамблеи ООН, на других международных форумах.
На прошлогоднем Международном коллоквиуме была достигнута принципиальная договоренность о создании рабочей группы, которая между форумами будет координировать межпарламентское взаимодействие. Ожидается, что такая группа будет сформирована на начинающейся сегодня конференции. Комитет Совета Федерации России по обороне и безопасности уже выразил готовность выступить ее координатором на организационном этапе.
|