Приключения «электроников» |
| 2005-10-19 11:01:44 Странная история, произошедшая с российским траулером «Электрон», занимавшимся рыболовством в Северном море, по-видимому, станет поводом для разбирательства между дипломатическими ведомствами России и Норвегии. А капитан Яранцев, обещавший протаранить корабль норвежских ВМС, может отделаться всего лишь легким испугом.
История началась еще в субботу, когда «Электрон», принадлежащий мурманской фирме «Корж», был задержан судном береговой охраны Норвегии за нарушение правил рыболовства в норвежской экономической зоне у острова Шпицберген, изобилующей рыбными ресурсами. Поводом для задержания, по одной из версий, являлся слишком мелкоячеистый трал, применявшийся рыбаками. На борт траулера-нарушителя поднялись два норвежца -- инспекторы береговой охраны северного королевства. После досмотра судна были обнаружены «нарушения в ведении документации» на корабле, а также установлен факт сброса выловленной рыбы в море.
В самом досмотре судна норвежцами ничего экстраординарного не было, но вслед за этим траулер был окружен четырьмя норвежскими военными судами, и капитану «Электрона» было предложено следовать в норвежский порт Тромсе для дальнейшего разбирательства. Не исключено, что у норвежцев уже давно был зуб на злополучный траулер. Ведь, по информации норвежской стороны, "Электрон" уже задерживался норвежскими пограничниками в марте 2002 года за лов рыбы в запретной зоне. Российское судно с двумя норвежскими инспекторами на борту покорно направилось к порту Тромсе, но внезапно изменило курс и стало буквально пробиваться к родным берегам, а капитан траулера дал радиограмму «Прошу помощи».
Как сообщила норвежская газета Aftenposten, когда российский траулер изменил курс, с корабля береговой охраны KV Tromso был открыт предупредительный огонь. Но российский экипаж решительно не хотел сдаваться, а с борта корабля радировали: «Оставляю за собой возможность идти на столкновение, так как на помощь уже не надеюсь. Возможность спасения экипажа обеспечит рядом идущее судно «Григорий Арлошкин». Капитан «Электрона» Яранцев уверенно вел судно к российским территориальным водам, преследуемый четырьмя кораблями ВМС Норвегии, которые выполняли две «боевые» задачи: старались спасти своих инспекторов, превратившихся на борту траулера, идущего на прорыв, практически в заложников, и старались оттеснить беглый траулер к норвежским берегам.
«Электрон» всячески пытался избавиться от надоедливых инспекторов, требовавших сменить курс и пойти в Тромсе. Капитан предлагал переправить их на борт одного из норвежских кораблей, но лишь при том условии, что все остальные норвежские суда отойдут от него на 15 миль. Однако норвежцы, прекратив активные действия по задержанию траулера (ранее они пытались набросить трос на ходовой винт «Электрона»), продолжали упорно сопровождать судно.
Разыгравшийся в Баренцевом море сильный шторм усложнил ситуацию, поэтому действия типа абордажных без риска потери плавучести участников военно-траулерного инцидента были исключены. Капитан траулера-беглеца еще в понедельник радировал и о бомбово-ракетном обстреле своего судна, однако норвежская сторона сообщила, что суда ВМС использовали просто осветительные ракеты. Представитель мурманского пограничного управления ФСБ Владимир Березкин прокомментировал ситуацию так: "По нашим данным, по курсу следования судна сбрасываются не зажигательные бомбы, а сигнальные световые ракеты. Это обычно применяемая практика, когда пограничникам требуется заставить остановиться какое-либо судно-нарушитель".
В понедельник вечером Норвегия установила контакт с погранслужбой ФСБ России для координации действий, а во вторник днем навстречу неукротимому траулеру, преследуемому норвежскими судами, вышел большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». В это же время береговая охрана Пограничного управления ФСБ России разрешила заход траулера "Электрон" в территориальные воды России и порт Мурманска, несмотря на то, что на его борту находились норвежские инспекторы, не имеющие визового разрешения на пересечение государственной границы России.
Поначалу предполагалось, что траулер, войдя в российские воды, спрячется от шторма у берега, где и произойдет передача инспекторов на борт «Адмирала Левченко». Потом их должны были переправить на родину или на один из норвежских кораблей. Однако вчера вечером стало понятно, что из-за усиления бури в море это сделать не удастся. «Электрон» изменил курс и направился сразу в Мурманск.
Отрадно, что МИД России и МИД Норвегии почти синхронно сообщили, что поведение злополучного «Электрона» ни в коей мере не рассматривается как повод для дипломатического разбирательства в верхах и никак не скажется на взаимоотношениях двух стран. "Мы постоянно находимся в контакте с норвежским МИДом и другими ведомствами, -- сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров. -- Мы считаем необходимым, чтобы эксперты двух стран провели консультации по вопросам, связанным с режимом использования вод в районе Шпицбергена". Впереди допрос строптивого капитана траулера и прояснение обстоятельств столь странного его поведения.
Однако с российской стороны уже звучат мнения, что владельцам, капитану и экипажу «Электрона» практически ничего не грозит. Так, глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов заявил вчера: если совместная российско-норвежская комиссия установит, что капитан Яранцев нанес ущерб на сумму свыше 1,8 млн руб., то компанию лишат квоты на вылов рыбы. Если же ущерб окажется меньшим, смелый моряк, более суток удиравший на штатском траулере от норвежской пограничной армады, вообще, по-видимому, наказан не будет. Г-н Ильясов при этом подчеркнул, что российские рыбопромысловики регулярно жалуются на неправомерные действия норвежцев. Только в этом году поступило десять жалоб.
Министр Лавров в свою очередь добавил, что «инцидент произошел в зоне, которую норвежская сторона объявила рыбоохранной зоной». «Мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке для этой зоны. Эта тема долгие годы является предметом наших переговоров с норвежцами», -- добавил глава МИД России. Так что российские власти встали на сторону своих рыбаков. Теперь капитана Яранцева можно считать почти национальным героем, поскольку его демарш дал нашему внешнеполитическому ведомству отличную возможность вызвать норвежские власти на дискуссию о политике Осло в области охраны природы в районе Шпицбергена.
Дело в том, что статус этого архипелага регулируется не столько законами Норвегии, сколько международным «договором о Свальбарде (Шпицбергене)», действующим с 1925 года. Этот документ провозгласил суверенитет Норвегии над островами и прилегающей акваторией, однако экономическую деятельность в этой зоне может свободно вести любая держава, присоединившаяся к данному договору. Это дает России право не только ловить там рыбу, но и, к примеру, добывать уголь. Тем не менее этот же договор дает Осло полное право издавать нормативные акты по охране природы на Шпицбергене (например, запрещать передвижение по большей части архипелага или регулировать рыболовство).
В последние годы строгость экологического законодательства дошла до такой степени, что в конце 90-х официальная Москва даже обвиняла Норвегию в том, что последняя объявляет чуть ли не заповедниками места добычи угля и «заставляет Россию уходить с острова». Наш МИД предпочел бы, чтобы Осло вводил новые природоохранные нормы только после предварительных консультаций. Потому и демонстративное бегство «Электрона», по-видимому, рассматривается российскими чиновниками не как преступление, а скорее как справедливый рыбацкий бунт против неправедного норвежского закона.
Владимир ДЗАГУТО, Александр ЛИБЕРМАН
|